f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Неоднозначная маршрутизация

     Давненько я не публиковал тут никакой статистики и вот представился повод. Несколько СМИ сообщили, что по итогам 2014 г. уровень отправительской маршрутизации по сети "РЖД" достиг исторического максимума. Уровнем отправительской маршрутизации  обычно называют долю груза, перевезённого отправительскими маршрутами от общего объёма перевозок, измеренную в процентах. Иногда используют т.н. коэффициент маршрутизации.
     Почему этот показатель важен? Дело в том, что во-первых, при увеличении объёмов отправки (при укрупнении отправки) снижается, при прочих равных себестоимость перевозки (себестоимость 1 т-км.). Во вторых, увеличение доли маршрутов способствует увеличению скоростей и, прежде всего, общей скороти доставки грузов. Грузы, которые перевозятся железнодорожным транспортом "едут" не с одинакоаой скоростью. Повагонные отправки в целом едут с более высокой скоростью, чем мелкие, маршрутные - быстрее, чем повагонные. Соответственно, изменение структуры перевозок при котором, например, мелких станет меньше, а маршрутных - больше, при прочих равных приведёт к росту скоростей доставки.
     Динамика отправительской маршрутизации показана на рис. ниже.



     Но у этого показателя есть и оборотная сторона. Если рост этого показателя превысит некоторый "естественный" уровень, это, в некоторых случаях может означать, что часть грузов, которые могли быть перевезены жд транспортом в повагонных отправках просто переключились на другие виды транспорта. А, как мы знаем, именно мелкопартионные грузы обычно самые "доходные". Т.е. при определённых условиях (например, если маршрутизаию включат в перечень KPI руководителей РЖД) может возникнуть диллема: две задачи - повышение скорости с одной стороны и повышение доходности перевозок с другой, могут стать антагонистическими (особенно при ограниченности пропускных способностей). Тем более, что в последне время РЖД не раз высказывалось, что экономический эффект от маршрутизации (т.е. превышение экономии в пути следования от маршрутизации над дополнительными расходами по организации маршрута) имеет дискретный характер. Попросту говоря, "не все маршруты одинаково полезны". А только при определённой величинемассы и длины состава.
     И это последнее делает маршрутизацию не таким уж однозначным благом: при определённых условиях рост этого показателя улучшит показатели скорости, но ухудшит доходность перевозок (если конечно, это ухудшение доходности не будет компенсировано ещё большим снижением себестоимости).
Tags: Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments