f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Вперёд - в тёмное прошлое!

     Издание "Газета недели в Саратове" опубликовала подборку материалов, посвящённую истории, происходящей сейчас вокруг фонда "Династия" Д.Б. Зимина и фонда "Либеральная миссия" Е.Г. Ясина. В том числе, попросили и мой комментарий. Из-за небольшого объёма в публикацию вошёл сильно сокращённый текст, поэтому опубликую здесь, в блоге свой комментарий полностью.
     Вообще, это часть гораздо более широкой темы - почему нынешнее российское руководство так панически боится гражданского общества, любой самоорганизации граждан вне зависимости от политической окраски эти граждан и почему главной задачей властей стало "вытаптывание" малейших очагов самостоятельности общества. Я всё собирался написать пост со своими скромными соображениями на эту тему, да всё времени не было. Но вот появился повод. Разумеется, тема эта требует более развёрнутого комментария, т.к. эта проблема шире, чем только история с этими двумя фондами. Но, тем не менее, приведу здесь хотя бы те соображения, которые удалось кратко сформулировать.
     Разумеется, т.к. я не юрист, то мои коментарии касаются не юридических аспектов, а - скажем так - метафизических. :-)

Текст комментария для газеты "Газета недели в Саратове":

«Вперёд – в тёмное прошлое!»

 В истории с объявлением фонда «Династия» Д.Б.Зимина и фонда «Либеральная миссия» Е.Г. Ясина «иностранными агентами»  прекрасно отражаются две главные интенции нынешней российской власти. Одна из них имеет давнюю традицию, а вторая появилась только в последние годы.
 Начнём с давней. Любая авторитарная власть (или власть, находящаяся в процессе трансформации от мягкого авторитаризма к полноценной автократии) очень ревностно относится к тому, что кто-то, кроме неё, может оказывать тем или иным членам общества или общественным движениям какую-то материальную поддержку. Авторитарная власть, в отличие от демократической, видит в институтах, оказывающих такую поддержку угрозу своему положению. Все помнят, что в 1787 году, когда в России разразился голод, Н.И. Новиков решил оказать помощь голодающим крестьянам и собирал для них зерно с участием разного рода, как сказали бы сегодня «гражданских активистов» (главным образом, масонов). В итоге, многие помещики, заводчики, купцы жертвовали деньги на помощь голодающим. Вся эта история вызвала бурное недовольство Екатерины, которая, при всём своём имидже «просвещённого монарха», понимала логику авторитарных режимов и рассуждала примерно так: «сегодня они получают помощь не из рук государевых, а завтра поднимут вопрос – а нужна ли нам вообще императорская власть?». Лучше – пусть подданные перемрут с голоду, чем допустить прецедент независимого от власти источника помощи.
 В этом смысле, нынешняя власть ведёт себя вполне в рамках логики классического авторитарного режима. Здесь не нужно удивляться: все авторитарные режимы делают это.
 Вторая интенция – плод последних лет. Многие авторитарные режимы стремились, хотя бы отчасти к – употребим этот громоздкий термин – научно-техническому прогрессу. Многие режимы считали, что в целом свобода – это плохо, но некоторая свобода хотя бы в сфере точных и естественных наук необходима, т.к. без неё начнётся деградация и архаизация общества.
Российское общество ещё каких-то десять лет назад не считало своим идеалом архаизацию сознания и практик. Но в последние годы, власть послала обществу сигнал, что она (власть) будет только приветствовать, что какие-то части общества станут инициаторами погружения в трясину архаики. Самой власти это было делать немного неудобно. Власть, выступающая против прогресса, науки, модернизации – это было бы совсем скандально. Поэтому сначала она использовала для этих целей отдельных фриков – националистов, художников с необычными, эпатажными взглядами, священников РПЦ, депутатов от ЛДПР и т.п. публику.
 Но постепенно власть перестала стесняться и начиная с некоторого времени откровенно написала на своих знамёнах: «Вперёд – в тёмное прошлое». И тут тонкий, напылённый слой цивилизованности начал очень быстро соскабливаться. Вместо очередей в Политехнический музей мы получили очереди к гастролирующим «святым мощам», вроде т.н. «пояса Богородицы», вместо физиков и иных учёных в телевизоре начался шабаш из попов и разного толка религиозных активистов, вместо книг Б.Рассела или А.Маркова люди начали читать «религиозно-патриотическую» литературу, и, в итоге, почти треть населения (по данным ВЦИОМА) не может ответить правильно на вопрос – Земля вращается вокруг Солнца, или – наоборот – Солнце – вокруг Земли? Некоторые Университеты опустились до того, что прямо на территории вузов построили церкви. То есть интеллектуальня деградация, активно подталкиваемая властью, стала набирать обороты. До практик китайской «культурной революци» или методов Пол Пота пока не дошло, но вектор движения уже обозначен довольно ясно.
 В этих условиях, фонд Зимина, финансировавший один из лучших просветительских сайтов – «Элементы» и поддерживающий издание научно-популярной и просветительской литературы оказался «белой вороной».
 Финансировать науку и просвещение, когда все вокруг так и норовят профинансировать церковь или футбольный клуб – это в нынешних условиях воспринимается многими, как вызов.
 Фонд Зимина объявлен «иностранным агентом» из-за того, что финансировал фонд Ясина (который тоже объявлен «ИА»), в рамках которого финансировался проект «Я думаю».
 Вдумайтесь в символику этих названий! Власть подаёт обществу сигнал: если вы объявляете своим девизом «Я думаю!» - вы очевидно ненадёжный элемент,  враг, «пятая колонна». И это говорит о самой власти о её интенциях и непроговоренных целях гораздо больше, чем все оппозиционные статьи и речи вместе взятые.
Tags: Заметки, Философическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments