f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Протекционизм vs железные дороги

     Среди неэкономистов (а иногда - и среди экономистов) часто звучит тезис о благотворности протекционизма и импортозамещения и необходимости поддерживать отечественного производителя ни смотря ни на что. Это такой гибрид протекционистов и луддитов.  Одним из выводов, вытекающих из такой точки зрения является тезис о том, что прогресс - это плохо, поскольку из-за него происходит сокращение рабочих мест. Ну, например: "не нужно покупать за рубежом товар X хорошего качества, лучше производить в стране товар Y, который хоть и хуже и дороже, но зато производится у нас внутри страны и тем самым мы поддержим отечественный завод, а он заплатит налоги и даст рабочие места внутри страны". Не буду сейчас касаться самого этого тезиса, т.к. об этом написано огромное количество работ, специалистами более квалифицированными, чем автор этих строк.
     Обращу внимание на другое.
     Если б сторонники этой - "протекционистской" (или протекционистско-луддитской) точки зрения побеждали, то в России никогда бы не было железных дорог.
     Цитата из "Исторического очерка развития железных дорог в России", изданного в Петербурге в 1898 г.: «В периодических изданиях (...) появились статьи с выражением опасения, что некоторые богатые господа, прельстясь заморскими затеями и предполагая завести между Петербургом, Москвою и Нижним Новгородом чугунные колеи с экипажами, двигаемыми невидимою силой с помощью пара, уничтожат извозный промысел, заработки которого составляют насущный хлеб для огромного числа крестьян и единственное средство к уплате податей и оброков. Высказывались надежды, что климатические условия страны послужат сильным препятствием к этому разорительному для населения России нововведению.
     Один из известных в то время лиц, некто Наркиз Отрешков, считавшийся членом нескольких учёных обществ, в своей брошюре "О введении железных дорог в России" доказывал, что устройство такой дороги между Петербургом и Москвой "совершенно невозможно, очевидно бесполезно и во всяком случае, невыгодно


Tags: История железных дорог, Экономика, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments