f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Ответ на вопрос номера в "РЖД-Партнере" (№9)

В журнале "РЖД-Партнер" (№9, май 2015) в рубрике "вопрос номера опубликован мой микро-комментарий по поводу нового тарифного руководства со ставками платы за отстой (я уже немного писал об этом тут, в блоге). В журнале, как обычно, публикуется только фрагмент ответа, поэтому полностью свой ответ на вопрос привожу здесь. Дружный хор ответов остальных спикеров можно посмотреть по ссылке.

Вопрос номера
Приведет ли методика расчета тарифных ставок, предложенная ФСТ России в проекте «Правила применения ставок платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава», к более эффективной эксплуатации инфраструктуры и парка грузовых вагонов?

Фарид Хусаинов, к.э.н., доцент РОАТ МИИТ, заместитель председателя ОЖдПС.

Самое главное в любой системе тарифов или сборов - это то, какие стимулы она создаёт для участников рынка. Если мы посмотрим с этой точки зрения на проект нового тарифного руководства (да и на ранее принятые поправки в Устав), то можно сделать парадоксальный вывод: под убаюкивающие слова о заботе об улучшении эксплуатационной обстановки на сети, в систему регулирования железнодорожных грузовых перевозок внесены изменения, которые радикально сокращают ответственность перевозчика ("РЖД") и меняют систему стимулов на свою противоположность. Если раньше перевозчик приняв груз от грузоотправителя (или порожний вагон от оператора) стремился доставить его как можно быстрее, т.к. все простои в пути следования были его издержками, то теперь эти издержки в ряде случаев переложены на плечи грузоотправителей (или, в некоторых случаях, собственников вагонов) и, следовательно, у перевозчика появляются сильные стимулы к ухудшению эксплуатационной работы. Говоря совсем просто: если за простой вагонов в брошенном поезде всё равно платит грузовладелец, а не РЖД, то у РЖД и не будет стимулов бороться с ростом брошенных поездов - приобретать больше локомотивов, увеличивать пропускную способность станций и т.п. Таким образом, на уровне стимулов, новое тарифное руководство будет консервировать неэффективность.
Tags: Железнодорожные тарифы, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments