f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Недореформированное: сказали А, будет ли Б?


 

Реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок и оперирования вагонами привели к бурному росту вагонного парка.

Парк грузовых вагонов в 2010 г. превысил показатель 2001 г.на 25,4 % (с 800 тыс. ед. до более 1 млн. ед, см. рис). При этом, основное увеличение парка вагонов обеспечено не ОАО «РЖД» и не дочерними обществами «РЖД», а независимыми собственниками вагонов (за 9 лет со 161 тыс. вагонов до 486 тыс. вагонов).

 


 

Инфраструктура – наоборот - сокращалась.

Так, по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), мощности инфраструктуры с 1993 года сокращались и к 2008 году произошло снижение:

на 18% - общего количества железнодорожных станций;

на 9% - развернутой длины станционных путей;

на 20% - длины приемо-отправочных путей;

на 20% - длины сортировочных путей.

Общее количество сортировочных станций уменьшилось с более 200 в 1999 г. до 61 в 2009 г.

Ещё одной проблемой, которую называют в числе важнейших, является нехватка локомотивов.

 

Таким образом, в той части железнодорожной отрасли, которая была затронута реформами, т.е. в сфере оперирования вагонными парками, куда был допущен частный капитал и либерализована система ценообразования, где появилась конкуренция – все последние 10 лет наблюдается бурный рост: растут инвестиции, увеличивается парк вагонов, повышается качество транспортного обслуживания. Кроме того, благодаря конкуренции, во многих сегментах, в которых нет дефицита вагонов, снижаются тарифы. 

   А в сфере инфраструктуры и локомотивного хозяйства, до которых реформы пока не дошли, где сохраняется государственная собственность и где пока нет частных инвесторов, наблюдается стагнация, дефицит и отсутствие стимулов к развитию. Но зато громко слышны крики, что ещё чуть-чуть и инфраструктура перестанет справляться с возросшим объёмом перевозок и увеличившимся количеством вагонов (т.к. увеличивается не только гружёный, но и порожний пробег).

 

И если у государства нет лишнего триллиона рублей на развитие железнодорожной инфраструктуры, а мы не хотим, что бы железнодорожная отрасль стала «узким звеном», лимитирующим элементом, который сдерживает экономическое развитие страны, то у РЖД – один выход: создавать условия для развития самостоятельно, используя традиционные для рыночной экономики механизмы.

Рано или поздно мы придём к необходимости реализации следующих мер:

   1.   Допуск частного капитала в инфраструктуру.

   2.  Развития рынка тяги и соответственно, наличия конкурирующих частных компаний в сфере локомотивного хозяйства (пока ОАО «РЖД» выступает против этого).

   3. Дерегулирования железнодорожных тарифов (инфраструктурной составляющей).

  При этом, необходимо понимать, что без свободного ценообразования на услуги инфраструктуры невозможно привлечение частного капитала. Как мудро заметил однажды П.С. Филиппов «Вы захотите купить магазин, если цены в нём будет устанавливать государство?» То же самое и с инфраструктурой. Инвестор захочет инвестировать в неё тогда, когда увидит, что может управлять доходами от её эксплуатации.

Нужно будет привыкнуть к мысли, что на «популярных» и потому всегда забитых и перегруженных направлениях тарифы возрастут, что и будет сигналом к тому, что именно здесь необходимо развивать инфраструктуру: строить дополнительные главные  пути,  развивать станционную инфраструктуру.

 

Почему в тех сегментах транспортного рынка, где появилась частная собственность и свободное ценообразование проблема дефицита вагонов была если не ликвидирована, то в значительной степени смягчена, а там, где сохраняется государственная собственность – в сфере инфраструктуры - по-прежнему остро ощущается дефицит?

Венгерский экономист Янош Корнаи в работах «Дефицит» и «Сверхцентрализация»  показал, что точно так же, как дефицит является неустранимым атрибутом любого централизованного управления, избыток является непременным атрибутом децентрализованной рыночной экономики. При этом избыток не всегда вещь приятная: избыток продукции в рыночной экономике приводит к кризисам перепроизводств, избыток трудовых ресурсов – к безработице.

Таким образом, теория подсказывает нам, что в сегментах, где наличествует частная собственность и децентрализация появляется избыток предложения товара, а в тех сегментах, где есть государственная собственность и централизованное управление –непременно будет дефицит.  

Эксплуатационная длина железных дорог США, которые строились, частными компаниями без всякого участия государства в 2,7 раза превышает аналогичный параметр российских железных дорог. При этом грузооборот и объём погрузки железных дорог США сопоставим с аналогичными показателями РЖД. Таким образом, в условиях частной собственности инфраструктура развивается в той мере, в какой это требуется экономике и даже «с запасом». В условиях государственной собственности на инфраструктуру, мы постоянно слышим причитания о недоразвитости инфраструктуры но не видим её развития.

Разумеется, все три перечисленных выше пункта требуют определённых оговорок. Разумеется, механизм привлечения инвестиций необходимо обсуждать, и пока нет ясности какой вариант предпочтительнее – предложенный «McKinsey & Company» с конкуренцией «за маршрут» только для тупиковых участков или предложения С.Гуриева и Р. Питтмана о создании 3-4 вертикально-интегрированных компаний в европейской части России.

Но проблема остаётся. До недавнего времени считалось (автор этих строк разделял подобную точку зрения), что европейская модель (т.е. модель, в которой есть компания – владелец инфраструктуры, по которой осуществляют перевозки различные конкурирующие друг с другом операторы или собственники вагонов и локомотивов) предпочтительнее, т.к. несмотря на плохие стимулы к инвестициям модель обладает большей степенью защиты от монопольных злоупотреблений перевозчика. Сегодня мы видим, что «плохие стимулы к инвестированию» - это отнюдь не второстепенный фактор.

 

Приложения для любознательных

Приложение 1

 

Приложение 2









Приложение 3



 

 

 

Tags: Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments