f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Интервью В.Евдокименко

Во вчерашних "Ведомостях" опубликовано любопытное (и местами забавное) интервью ген. директора "ФГК" В.Евдокименко.
Фрагменты:

– ФГК ведет переговоры с РЖД о передаче всех своих полувагонов в управление вместе с контрактами по ставке выше рыночной – 626 руб. за аренду вагона в сутки. Понятно, что от этого получит ФГК. А что РЖД и участники рынка?

– Консолидация парка под управлением РЖД – это всегда возможность сократить издержки. (...). По нашим оценкам, рыночного потенциала роста ставок нет. Значит, нужен механизм, который позволит ставкам вырасти. Управление инвентарным парком заточено на технологическую эффективность, а не на экономическую. В Советском Союзе управление парком вагонов строилось по принципу технологической эффективности – мало кто при этом считал деньги. Когда мы начали строить конкурентный рынок, столкнулись с нехваткой пропускной способности инфраструктуры. Пока все было заточено на технологию – проблемы не было, когда стали работать в угоду экономике, жертвовать технологией – инфраструктура оказалась к этому не готова.

– ФГК практически каждый год на разных условиях передает РЖД свои вагоны в аренду. В прошлом году, например, для управления порожними рейсами (технологический аутсорсинг). Целью этого было сокращение затрат. Но что в итоге: затраты ФГК на порожний пробег выросли, а ваши клиенты – СУЭК, «Мечел», «Кузбассразрезуголь» – остались без вагонов. Почему эксперимент не удался?

– Я бы не сказал, что эксперимент не удался. Цели и задачи, которые стояли, реализованы. Сократился оборот вагона на двое суток, производительность выросла на 20%, .... То есть вагон с технологической точки зрения стал работать более эффективно. Мы увеличили объемы погрузки. Из-за улучшения технологии перевозки остались вагоны, которые стали перевозить дополнительный объем грузов. С точки зрения экономической – ведь цель была сократить затраты на порожний пробег – многое не получилось. (...)

– Профицит вагонов на сети – а это около 25% от общего количества – ключевая проблема отрасли. Как ее решить?

– Мы сейчас на пороге существенных структурных изменений рынка оперирования. Одна из мер балансировки парка – ужесточение условий продления срока службы вагонов. Я согласен с этой мерой. (...) Прямого запрета на продление нет. Но те технические требования, которые сейчас есть к продлению через модернизацию, – запретительные. Стоимость продления [срока службы] одного вагона – 850 000–900 000 руб. Таким образом, он просто не окупится. Многие операторы, в том числе и мы, отказываются от продления. Мы с 2013 г. ничего не продлеваем.

Что тут может сделать государство как регулятор? В крайнем случае санировать часть парка, чтобы сбалансировать рынок. Массовое списание парка приведет к дефициту. Это может случиться уже сейчас – во время сезонного спроса на железнодорожные перевозки грузов: летом и осенью. Этот дефицит опять приведет к ажиотажному спросу на вагоны.

– Вы говорите про санирование парка – но это же национализация убытков неэффективных собственников. Почему государство должно за них платить?

– Государство не должно было этой неэффективности допускать – тогда не надо было бы и платить. Государство должно было определить, какой парк нужен для существующей инфраструктуры. Нужен был механизм фильтрования парка: ты можешь выпустить свой вагон на сеть, если, например, у тебя есть пути для отстоя или ты списал старый вагон. Если у тебя ничего нет, то твой вагон не выйдет на сеть. (...)

– В прошлом году ФГК при росте выручки получила убыток. Почему?

– Выручка растет за счет роста парка в управлении, а убыток получился за счет того, что парк этот не зарабатывает при сегодняшних ставках.

Полный текст - по ссылке или по этой ссылке.



     Особо следует отметить, какие хорошие вопросы задавала журналист М.Челпанова. Так, например, на вторую частьвопроса про рост выручки и рост убытков, В.Евдокименко напрямую ответа не дал (даже не увильнул, а просто не ответил, что было даже красноречивее, чем любой ответ). Но для внимательного читателя, автор интервью этот ответ в тексте всё таки дала (поместив его внутрь одного из вопросов - см. подчёркнутые строчки). Ну и за термин "национализация убытков" со всеми вытекающими ассоциациями - от Раджана и Зингалеса до Асемоглу и Робинсона - отдельное спасибо.
Tags: РЖД, Управление вагонными парками
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments