f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Комментарий к Индексу качества за март и 1 кв.2015

Коммент. к Индексу качества за март 2015

Полный текст продублирован под катом.


Ф.И. Хусаинов,
Зам. председателя НП ОЖдПС,
канд. экон. наук, доцент РОАТ МИИТ

Комментарии к Отчёту
Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за март и 1 квартал 2015 года


1. Стоимость услуг

Одним из самых главных факторов, обусловивших снижение Индекса качества в целом, стал показатель «стоимость услуг». В феврале 2015 г по сравнению с февралём 2014 года – это снижение составило – 18 пунктов (с 63 в феврале 2014 до 45 в феврале 2015 г).
В марте 2015 этот показатель набрал 44 балла против 64 баллов в марте 2014 г (снижение на 20 пунктов). Наконец, в марте показатель был на 15 пунктов ниже, чем среднегодовая цифра по всему 2014 г.
В целом по 1 кварталу 2015 г. снижение составило 17 пунктов (63 п. в 1 квартале 2014 против 46 п. в 1 кв. 2015 г – см. график на стр. 5)
Причём это снижение произошло после многомесячного роста этого показателя, обусловленного, главным образом, снижением ставок операторов подвижного состава.
Сегодня, как и в прошлом году, ставки операторов находятся на уровне исторического минимума – по полувагонам 400-500 руб за вагон в сутки, по платформам и крытым – 500-600 руб. за вагон в сутки, по некоторым родам специализированного подвижного состава – несколько выше (до 1000 руб. за вагон в сутки).
Таким образом, основной причиной такого сильного снижения оценок стало увеличение инфраструктурной составляющей тарифов «РЖД». С 1 января 2015 г. тарифы были проиндексированы ФСТ на 10 %. Но, помимо 10%-ного роста «для всех», для экспортных перевозок добавляется рост ещё на 13,4 %. Это повышение сделано в рамках т.н. «тарифного коридора» («ценовых пределов»). Таким образом, рост тарифов РЖД в 2015 г. составит для экспортных перевозок + 24,74 % относительно уровня 2014 г. (позднее, для "угольщиков", которые и здесь оказались "ровнее", рост в +13,4 % заменили на +1,3 %).
"Финт ушами" заключается в том, как было проведено это повышение. Сначала, в декабре позапрошлого, 2013 г. было решение Правления РЖД, в котором, в п.1.1. (вопрос №1, п.1) ко всем тарифам на экспорт был применен повышающий коэффициент 1,134, а в п.1.2. (вопрос № 1, п.2)  - ко всем грузам кроме нескольких нефтеналивных позиций (дизельное топливо, газы энергетические, газовый конденсат etc) был применён коэффициент 0,882. Применение последовательно этих двух коэффициентов дает нам сохранение существующего уровня тарифов (1,134*0,882=1,00). Результатом того решения было сохранение тарифов, их не повышение.
Новым решением Правления ОАО "РЖД" (от 27.12.2014 г) был отменён второй из двух коэффициентов (понижающий - 0,882) и в итоге получилось повышение на 13,4 %. В итоге, мы получили повышение с 29 января 2015 г. экспортных тарифов, которое технически было сделано в форме отмены понижающего коэффициента. Разумеется, полной демагогией является формулировка "мы не повышаем тариф, мы отменяем понижающий коэффициент", поскольку предыдущего понижения тоже не было, коэффициент существует не в безвоздушном пространстве, а в совокупности с другими коэффициентами, в т.ч. теми, которые их дезавуируют.
Таким образом, резкое изменение показателя удовлетворённостью стоимостью услуг не является чем-то неожиданным, а вполне коррелирует с тем, что происходит в сфере тарифной политики ОАО «РЖД».

2. Срок доставки

Любопытно, что улучшился (по сравнению с прошлым годом) показатель удовлетворённости сроками доставки. Если в среднем по 2014 г. этот показатель был оценён грузоотправителями в 59 баллов, то в феврале и в марте 2015 он оценивался уже в 64 балла (прирост составил 5 баллов).
Эта субъективная оценка грузоотправителей вполне коррелирует с объективными показателями «доли отправок, доставленных с просрочкой», которая несколько уменьшается в первом квартале 2015 г.
Здесь важно заметить, что в прошлые годы в отрасли шла дискуссия об этом показателе и часть экспертов, в частности от движенческого блока «РЖД» настаивали на том, что рост просрочки объективно связан с количеством операторских компаний на сети. Другая часть экспертов считала, что рост просрочки связан с некачественной организацией эксплуатационной работы «РЖД». Соответственно, первые предлагали в качестве рецепта возврат к «единому парку», управляемому на принципах МПС, а вторые утверждали, что в случае улучшения эксплуатационной работы РЖД и без ликвидации института операторов и без «квази-консолидированного» парка возможно улучшение этих показателей. Опыт показал, что вторая группа экспертов оказалась права – и увеличения скоростей и снижения доли просрочек возможно достигнуть без ликвидации операторов и даже в условиях, когда крупнейший собственник вагонов –отказался от «технологического аутсорсинга», т.е. очередная попытка создать «консолидированный парк» - провалилась. Обратим внимание на то, что показатели скорости доставки и просрочки улучшились после того, как крупнейший собственник – ОАО «ФГК» вывел свои вагоны из управления ОАО «РЖД» (из «квази-консолидированного парка») и забрал их в собственное управление.

3. Оценка работы операторов и РЖД грузоотправителями

Отдельно стоит отметить оценку работы операторских компаний, которая звучит в интервью грузоотправителей.
«В условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры – говорит один из респондентов – растёт клиентоориентированность транспортных компаний», «им [операторам] приходится прислушиваться к нашим пожеланиям и идти на уступки», «с операторами давно нет проблем, можно договориться и о количестве, и о маршруте. В последнее время они также предоставляют щедрые скидки».
При этом, авторы отчёта справедливо отмечают, что после дифирамбов интервьюируемых в адрес операторских компаний, респонденты добавляют, что того же  «нельзя сказать про РЖД». Представители «РЖД», по мнению респондентов, «упорно нас не слышат и диалог вести отказываются». В отчёте не сказано, по какому именно вопросу «РЖД» отказывается вести диалог – по вопросам снижения тарифов или каким-то технологическим вопросам.
В любом случае, у вновь созданного департамента по клиентоориентированности «РЖД» есть большое поле работы.

30.04.2015

Tags: Индекс качества
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments