f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

"Антидемпинговое расследование" ЕЭК

Вчера на сайте "РЖД-Партнера" опубликовали небольшой мой комментарий про историю с "антидемпинговым расследованием"  в отношении украинских производителей колёс для железнодорожного подвижного состава. Учитывая, что там всё очень кратко, напишу здесь более развёрнуто.


"Антидемпинговое расследование" ЕЭК или Почему потребитель проигрывает?

Некоторое время назад – в октябре 2014 года - два российских металлургических холдинга инициировали (через ЕЭК) «антидемпинговое расследование» в отношении колёс для тележек вагонов, производимых в Украине. «Расследование» касается колёс для тележек всех вагонов – грузовых, пассажирских а так же локомотивов, вагонов электро- и дизель-поездов и специального подвижного состава. «Расследование» начато ЕЭК по заявлению Выксунского металлургического завода, входящего в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), и «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат» (входит в Evraz).
Суть проблемы до смешного проста: колёса, производимые украинскими предприятиями были дешевле и российские производители были вынуждены снижать свои цены, что привело, согласно материалам ЕЭК,  к снижению рентабельности «на 22 процентных пункта» и сокращению прибыли «более, чем в 6,2 раза». Этот рынок в России очень монополизирован - всего два завода – Выксунский и Нижнетагильский производят практически все колёса (98,9 %, если верить тому же пресс-релизу).
Из учебников по теории отраслевых рынков мы знаем, что в таких случаях, единственным защитным механизмом, оберегающим потребителей от «произвола» монополии и повышения цен является конкуренция со стороны импорта. Даже ФАС не защитит конкуренцию более эффективно, чем наличие импорта.
Соответственно, в этих условиях, у российских производителей колёс есть два пути. Прямо как в том анекдоте – один фантастический, а другой реалистический.
 
Фантастический заключается в том, что бы научиться выигрывать в конкурентной борьбе. Но это, разумеется, не наш путь. Мы пойдём другим путём – решили российские производители колёс. В условиях, когда кругом «мутная вода» и непонятно, что происходит в экономике, самое время для  монополистов, прокрасться «аки тать в ночи» и  «отключить»  защитный механизм конкуренции. Сами производители, без участия регулирующих органов этого сделать не смогут. Для «убийства часового» нужен сообщник, причём не слишком брезгующий методами и готовый к репутационным издержкам. Такой сообщник обычно находится.
На прошедшей в ноябре 2014 г. конференции «Рынок подвижного состава», представителю «ОВК» несколькими вагоностроителями из зала был задан вопрос по поводу этого «антидемпингового расследования». Представитель «ОВК», как говорят англичане, сразу «потерял лицо». Он начал апеллировать к защите отечественного производителя (задав вопрос залу «А вы любите Родину?»), патриотическим чувствам т.е. стал пользоваться тем, что теории риторики называют «демагогией» и что работает только в уж очень – мягко говоря – интеллектуально невзыскательной аудитории. Его аргументация была настолько чудовищно неуклюжей, и было очевидно всему залу, что его чуть было не освистали главные жертвы - вагоностроители.
Мы не можем сегодня ответить на вопрос - чем закончится это «антидемпинговое расследование».
Но можно ответить на вопрос «что это означает с точки зрения экономики страны?»
Ответ очевиден: в таких случаях потребители всегда проигрывают. Вагоностроители и вагоноремонтники, которые будут покупать более дорогие колёса, станут немного беднее (или, выражаясь на экономическом жаргоне «благосостояние потребителей ухудшится»). Затем операторы и другие собственники, которые купят эти вагоны (или услугу по замене колес в депо) – тоже станут беднее, потому что купят услугу по ремонту вагона с заменой колёс по более дорогой цене. А затем грузоотправители, которые, в конечном счёте, заплатят за подорожавшие вагоны – тоже станут беднее. И, наконец, беднее станут потребители той продукции, которую привезли в железнодорожных вагонах. Таким образом, общее благосостояние потребителей в стране – уменьшится.
Ещё раз зафиксируем этот, уже много раз подтверждённый вывод. Такая «защита» отечественных производителей означает одно: потребитель проигрывает. Защищаемый субъект – выигрывает, но его выигрыш суммарно меньше, чем потери остальных участников рынка. Экономика страны, в целом - проигрывает.
Сам по себе, описанный кейс не представлял бы такого особого интереса, если бы не кривая усмешка судьбы. Главными пострадавшими от повышения цен на колёса будут вагоностроители. На прошедшей в ноябре конференции, они громко и аргументированно оппонировали представителю ОМК, доказывая, что государственное вмешательство в рынок приведёт к негативным последствиям в национальной экономике. Это всё так, они правы. Забавность же ситуации заключается в том, что ещё недавно сами вагоностроители были инициаторами государственного вмешательства, но немного в другом вопросе – в вопросе продления сроков службы вагонов и тогда они совсем не стеснялись «апелляции к городовому».
Ситуация напоминает репрессии в СССР 1930-х годов, когда палачи менялись местами с жертвами, как выразился один автор «с калейдоскопической быстротой».

Когда вы сами готовите общество к мысли, что нужно выпустить и натравить на кого-то Франкенштейна государственного регулирования, то будьте готовы – завтра Франкенштейн придёт и к вам.
Tags: Заметки, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments