f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Об индексации тарифов на 2015 г.

Сейчас все бурно обсуждают уровень индексации жд грузовых тарифов (инфраструктурной составляющей) на 2015 год. Минэкономразвития настаивает на росте тарифов на 7,2 %, в соответствии с высказанными ранее идеями о том, что индексация должна соответствовать уровню ожидаемой инфляции предыдущего года (напомню, кстати, что по первоначальной версии, озвученной в 2013 г., Минэкономразвития долгосрочная индексация должна была быть такой: в 2015 г. — на 5,4%, в 2016 г. — на 4,9%, в 2017 г. — на 5,4%, в 2018 г. — на 5,3%).
     С другой стороны ОАО "РЖД", "ФСТ" и НП СОЖТ сегодня (в сентябре 2014 г.) настаивают на индексации в 2015 г. тарифов на 10 %. Причём, предлагается два варианта - на 10 % один раз в январе, или в два присеста - на 7 % в январе и на 5,6 % в июле, что по итогам года даст общий рост тарифов на 12,9 % (декабрь к декабрю). Кстати, забавно, что те кто призваны регулировать монополию, не просто не оппонируют ей, но даже на разных экспертных мероприятиях защищают её, словно стараясь быть "бОльшим католиком, чем папа".


ind2015

На мой взгляд, необходимо поддержать позицию, высказанную Министерством экономического развития об индексации тарифа на уровне ожидаемой инфляции предыдущего года. В данном случае, это варианты с индексацией на 7,2 %. И не в коем случае не соглашаться с идеей индексации на 10 %.
Поясню вкратце, причины моей точки зрения.
1) В последние годы в «РЖД» практически не работали «антизатратные механизмы». Так в 2011 расходы «РЖД» выросли на 19,5 % к предыдущему году, в 2012 г.– на 6,8 %, в 2013 – снова на 18 %. Т.е. и тарифы и расходы (издержки) "РЖД" росли высокими темпами, притом, что Правительством РФ перед «РЖД» неоднократно ставился вопрос о сокращении издержек. Регуляторы должны помогать «РЖД» бороться с ростом расходов.
2) Представляется, что объявление уровня индексации тарифов «РЖД» на несколько лет вперёд (например, на три года или пять) в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции – хорошее решение. Если все участники – регулятор и монополист знают, какова будет индексация на ближайшие несколько лет, то это удобно всем. Это хорошо для рынка, т.к. делает эту статью расходов грузоотправителей более  предсказуемой. И это создаёт для монополиста правильные стимулы: он знает, что тарифы пересматриваться не будут и поэтому все сэкономленные средства, полученные за счёт оптимизации технологии или снижения эксплуатационных расходов остаются у него и он может спокойно заниматься инвестированием. В этих условиях важно избежать таких резких скачков, как скачок  на 10 %, а индексировать всегда «по инфляции».
3) На протяжении некоторого времени ОАО «РЖД» проводило политику по «повышению качества планирования» или по усилению жёсткости планирования, которая привела к оттоку части высокодоходных грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт (см. подробнее здесь). Из-за ухудшения структуры перевозимого груза по доходности (увеличение доли низкодоходных грузов и снижение доли высокодоходных грузов) «РЖД» недополучало доходы, а затем обращалось за бюджетной поддержкой. Если согласиться с индексацией тарифов на уровне 10 %, то это будет означать во-первых, консервацию самых неэффективных практик взаимоотношения «РЖД» с клиентами железных дорог, а во-вторых, это посылает «сигнал» менеджменту ОАО «РЖД» о том, что и дальше можно принимать меры, которые «отталкивают» высокодоходные грузы, ведь созданные этим убытки всё равно компенсируются запрошенным уровнем индексации. Фактически согласие с запрошенным уровнем индексации будет для «РЖД» аргументом против повышения клиентоориентированности.
4) Кроме того, необходимо учитывать, что неправильно «запрашивать» у регуляторов (ФСТ) индексацию в виде «плоского» повышения тарифа по всем родам грузов. При разработке тарифных предложений необходимо учитывать, что есть грузы, которые «склонны» к «переходу» на другие виды транспорта в большей степени вследствие наличия альтернативных видов транспорта (на определённых расстояниях), а есть грузы, спрос которых на услуги железнодорожного транспорта – менее эластичен. Среди грузов, «склонных к уходу», как правило, грузы 2 и 3 тарифных классов.
Например, с 2008 по 2013 год произошло снижение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом по ряду «высокодоходных» грузов 2 и 3 тарифных классов:
- машины, станки, двигатели – снижение на 49 %;
- металлические конструкции – снижение на 57 %;
- метизы – снижение на 33 %;
- лом черных еталлов – снижение на 32 %;
- автомобили – снижение на 12 %;
- цветные металлы и лом цветных металлов – снижение на 34 %;
- огнеупоры – снижение на 24 %;
- сахар – снижение на 48 %;
- рыба – снижение на 23 % . и т.д.
При этом, погрузка такого низкодоходного груза, как уголь, на долю которого приходится почти четверть всех объёмов перевозок «РЖД», выросла с 2008 по 2013 г. на 4,8 %.
Соответственно, индексация должна проводиться дифференцированно, в противном случае мы получим двойной негативный эффект: с одной стороны увеличится объём «убыточного» груза, с другой «убегут» высокодоходные грузы, это, в свою очередь увеличит убытки (или недополученные доходы) «РЖД», а затем оно вновь запросит ещё более высокую индексацию, которая, в свою очередь вновь будет «выталкивать» с рынка железнодорожных перевозок высокодоходные грузы. На мой взгляд, предложенная «плоская» 10 %-ная индексация только закрепляет бег по этому замкнутому порочному кругу.
Таким образом, считаю, что из предложенных вариантов необходимо согласиться с вариантом, которым предусмотрена индексация на уровне прогнозируемой инфляции предшествующего года (7,2 %) и категорически не согласиться с индексацией на 10 %.
     Впрочем, что-то мне подсказывает, что Правительство в лице Минэкономразвития снова проиграет "РЖД".
     Перефразируя старый американский анекдот, можно сказать: "В споре РЖД с Правительстом, я болею за Правительство. Я всегда болею за более слабого парня".
Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments