f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Слово о Загорском

Слово о Загорском

О К.Я. Загорском я как-то упоминал в цикле очерков о тарифах (и в одном из ближайших очерков будет статья о тарифных дискуссиях 1920-30-х годов, где тоже будет немного о нём).
Но стоит написать о нём отдельный пост (а в будущем – отдельную статью). Тем более, что в марте этого года исполнилось 155 лет со дня его рождения, а в ноябре этого года будет 80 лет со дня его смерти.
ЗагорскийКЯ
Константин Яковлевич Загорский был не только одним из самых уважаемых и авторитетных экономистов-«тарифников», но и - простите за литературный штамп - человеком яркой судьбы. В юности был членом революционных организаций, участвовал в группах «Чёрный передел» и «Земля и воля», за участие в студенческих беспорядках был подвергнут аресту, занимался распространением среди студенчества революционных (или как сказали бы сегодня – экстремистских) изданий, читал доклады на социально-экономические темы в студенческих кружках. Впоследствии увлёкся экономической наукой, под воздействием которой эволюционировал от леворадикальных идей к умеренному либерализму (здесь стоит напомнить, что слово "либерализм" в России в конце XIX в. имело несколько иное значение, чем сегодня). В советское время энциклопедии характеризовали его как «представителя буржуазных экономических теорий в науке о железнодорожном транспорте».
В 1889-1890 гг работал в департаменте торговли и мануфактур, а с 1891 г. – в департаменте железнодорожных дел. В это время публикует книгу «Теория железнодорожных тарифов» (1-е издание – 1901, 2-е – 1923), ставшую одной из важнейших работ в этой области, которая цитируется до сих пор.
С 1899 г. работает представителем министерства финансов в Тарифном комитете и в Комиссии о новых железных дорогах, позже – член Совета по тарифным делам.
В 1910-20-е годы публикует ряд книг, посвящённых тарифной политике:  «Наша железнодорожная тарифная политика» (1910), «Обзор железнодорожных тарифов Франции, Германии и Австро-Венгрии сравнительно с тарифами русских железных дорог» (1912), «Железнодорожные тарифы Германии и России в связи с их экономической политикой» (1914), «Система железнодорожных и водных тарифов» (1925) а так же ряд статей в периодических изданиях.
Революция 1917 г. застала его в должности заведующего отделом международных сообщений железных дорог, после революции работает на аналогичной должности в НКПС. В 1918 г. участвует в качестве эксперта по железнодорожным вопросам в советской делегации по ведению мирных переговоров с Украиной; параллельно с 1919 г. занимается педагогической деятельностью.
Отношение Загорского к проблеме платёжеспособности сформулировано в его главной "тарифной" книге «Теория железнодорожных тарифов»: «Сущность тарификации по ценности заключается в том, чтобы посредством возможно лучшего приспособления тарифных ставок к платёжной способности перевозимых грузов достигнуть наибольшего чистого дохода. В этом и заключается главное оправдание системы тарификации по ценности с точки зрения общих интересов народного хозяйства (...) Следовательно, рассматриваемая система построения тарифов должна быть признана естественной, т.е. отвечающей самой природе вещей, но ни в каком случае не "произвольной", "искусственной" (...)».

Второе издание этой книги вышло в 1923 году, когда со всякими рыночными идеями (включая идею тарифов, строящихся с учётом платёжеспособности) страна потихоньку «завязывала». Но, несмотря на  отклонения от «генеральной линии», научный авторитет Загорского был так высок, что ему предложили написать вузовский учебник для студентов-железнодорожников.
Книга К.Я. Загорского «Экономика транспорта», написанная как учебное пособие и одновременно, как научный труд увидела свет в 1930 г. И на всякий случай была предусмотрительно раскритикована уже в предисловии, которое написал будущий академик С.Струмилин.
Сначала Струмилин отдаёт должное Загорскому, как «прикладному» учёному: «Предлагаемая работа принадлежит перу одного из наиболее компетентных знатоков прикладной экономики транспорта. В качестве источника конкретных знаний в указанной области она, несомненно, стоит на уровне лучших руководств и пособий по данному предмету для высших учебных заведений».
Но затем переходит к его «идейно-теоретической подготовке», которая оказывается неудовлетворительной. Струмилин пишет: «Гораздо слабее автор в области чисто теоретических проблем, которых ему приходится касаться в отдельных разделах предлагаемой книги. Не будучи марксистом, он зачастую трактует эти проблемы с нашей точки зрения совершенно неудовлетворительно. В качестве примера укажем хотя бы на его трактовку тарифной проблемы в совершенном отрыве от теории трудовой ценности. Правда, поддерживаемая проф. Загорским так называемая "теория платёжеспособности грузов" пользуется общим признанием в широчайших кругах буржуазных учёных. Но это отнюдь не повышает её достоинств в наших глазах. Все марксисты (...) сошлись на одном: на полной несостоятельности вышеуказанной "теории платёжеспособности"».
Профессор К.Я. Загорский умер в ноябре 1934 г. дома, своей смертью, незадолго до начала «большого террора», избежав участи многих других экономистов того времени.
Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки, История железных дорог, Учёные
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments