f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Комментарий к "Индексу качества" за май 2014

Очередной мой комментарий в рамках проекта "Индекс качества" газеты "Гудок" и журнала "РЖД-Партнёр".
Комментарий к индексу качества за май 2014


Полный текст - под катом.

Комментарии к Отчёту

Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за май 2014 года

1) О роли операторов подвижного состава в динамике индекса

По данным майского отчёта выросли (на 2 балла) оценки по показателям удовлетворённости "Стоимостью услуг" и "Техническим состоянием вагонов". Кроме того, на 11 пунктов вырос показатель, касающийся перевозки "От двери до двери".

В частности, в отчёте отмечается: «в мае почти все участники исследования (за исключением тех, кому такая услуга в принципе не нужна) отметили возросшую активность операторов в попытках перейти к более плотному сотрудничеству. Типичный комментарий: "Отбоя нет от предложений разных компаний. Они готовы перевезти что угодно и куда угодно" (...) "Операторы готовы (к оказанию услуги – Прим.), а вот железная дорога – нет. Заявки операторы согласовывают быстро, а РЖД может тянуть. Вагоны операторы подают по графику, а у РЖД не хватает локомотивов, ну и так далее"».

Результаты опросов и интервью грузоотправителей свидетельствуют о том, что в условиях отсутствия роста (а по ряду грузов - и снижения) грузовой базы, благодаря наличию профицита вагонов, конкуренция между операторами толкает их на повышение качества транспортного обслуживания. Связано это с тем, что потенциал ценовой конкуренции практически исчерпан - ставки за предоставление вагонов находятся на минимальном уровне, дальнейшее снижение ставок - практически невозможно. В этих условиях, предложение операторами различных услуг, повышающих уровень сервиса является единственным способом удержать (или привлечь) грузоотправителей.

В этой связи необходимо отметить следующее: операторский рынок за последние годы эволюционировал. «Подстраиваясь» под реальные потребности грузоотправителей, он сначала создал условия для снижения ставок за предоставления вагона, а затем - на рынке начались процессы неценовой конкуренции - т.е. конкуренции по качеству предоставляемых услуг.

Сегодня Минтранс и ряд ведомств предлагают усилить регулирование операторского рынка, путём разработки для него различных KPI, искажающих стимулы для рыночных агентов. Результаты опросов, проведённых в рамках проекта «Индекс качества» свидетельствуют о том, что как раз в условиях относительной свободы, в отсутствии навязанных «сверху» регуляторами «показателей эффективности» , рынок развивается наилучшим для грузоотправителей, для экономике способом.

2. Тарифы за «кружность»

Показатель удовлетворённости ценой в мае вырос. В отчёте отмечается, что «Положительным фактором послужило то, что приказ Минтранса РФ, касающийся новых тарифных расстояний, вступивший в силу 6 апреля, несколько, если можно так выразиться, приторможен».

Один из опрашиваемых грузовладельцев считает, что «Судя по всему, это произошло из-за общего негодования грузовладельцев, потому как им потенциально грозило значительное удорожание транспортировки продукции. Пока все остается по-прежнему, нынешняя ситуация нас устраивает».

Приказ этот[1] был действительно «приторможен» в апреле и в мае, но всё-таки "вступил в силу" (с точки зрения расчёта провозных платежей в АС ЭТРАН) с 1 июня 2014 г. Соответственно с 1 июня повысилась инфраструктурная составляющая тарифа для ряда грузоотправителей Октябрьской дороги. Общий уровень повышения для разных корреспонденций составил от 30 до 70 %.

Поэтому, в следующем отчёте возможно снижение показателя удовлетворённости уровнем тарифов.

Более того - сохраняется неопределённость по взысканию средств, отправленных с 3 апреля по 31 мая, когда этот приказ юридически вступил в силу, но тарифы по нему не рассчитывались. В настоящее время в "РЖД" идут консультации о том, будет ли довзыскиваться и в какой форме разница между "старым" и "новым" тарифом. Подобная неопределённость так же негативно влияет на грузовладельцев.

3. Конкуренция с автотранспортом

Вопрос о конкуренции с автотранспортом респондентами вновь затрагивался, но уже не в такой острой форме, как раньше. Причинами «ухода» с железной дороги на автомобили грузоотправители по-прежнему называют факторы качества транспортного обслуживания, а отнюдь, не цену.

Так, один из респондентов говорит: «Кто вкусил автомобильного сервиса, едва ли вернется на железную дорогу. Мы даже готовы доплачивать, но хотим получить качественные услуги».

Вместе с тем, статистика Росстата за январь-апрель 2014 г. свидетельствует о том, что «бегство» грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный если и не повернулось вспять, то - как минимум прекратилось.

Связано это с тем, что в 2014 г. усилилась роль экзогенных факторов - во-первых стагнация, неодинаковая по различным секторам экономики, а во-вторых - изменение курса рубля. Девальвация рубля относительно доллара и евро, стимулирует сырьевые отрасли, экспортирующие свою продукцию железнодорожным транспортом и дестимулирует высокотехнологичное производство, которое тяготеет к работе с автомобильным транспортом.

4. Дефицит локомотивной тяги

По-прежнему является актуальной проблема дефицита локомотивной тяги.

Так, в отчёте отмечается: «К срыву графика приводят и системные проблемы, прежде всего, нехватка локомотивной тяги. Один из грузовладельцев рассказал об эпизоде, когда идущие в адрес его предприятия порожние вагоны застряли в пути на одной из станции на пять суток в ожидании локомотива».

Здесь необходимо отметить только следующее: сегодня много говорится о профиците подвижного состава и о профиците ремонтных мощностей. При этом, необходимо напомнить, что именно эти два рынка - рынок предоставления вагонов и рынок вагоноремонтов были либерализованы и на них работают частные компании - частные операторы, частные вагоноремонтные депо.

Очевидным выводом из этого, является то, что дефицит локомотивной тяги может быть преодолён либерализацией и этого рынка тоже.

30.06.2014





[1] Речь идёт о Приказе Минтранса РФ от 22.01.2014 г. № 9 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2009 г № 245». Изменениями предусматривается, что в определённых случаях тариф рассчитывается не по кратчайшему расстоянию, как того требует статья 15 Устава железнодорожного транспорта РФ, а по «расстояниям, объявленным владельцем инфраструктуры».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments