f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Скорости

     Статистика железнодорожного транспорта - так же неисчерпаема, как атом. Продолжим же её обзор.
В прошлый раз речь шла о показателе "просрочка сроков доставки". Сегодня посмотрим на показатели, которые очень близки просрочке - скорость доставки груза и ряд других скоростей.

     1. Средняя корость доставки груза (доставки одной отправки или 1 тонны)
С точки зрения оценки качества транспортного обслуживания грузоотправителей самым главным показателем (из тех, что про скорость) является скорость доставки одной отправки. Эта скорость показывает общую скорость доставки в целом за весь период перевозки груза - от даты отправления до прибытия на станцию.
     Тут есть один момент, на который нужно обратить внимание. Строго говоря, согласно "Правилам исчисления сроков доставки..."  для выгрузки на путях общего пользования моментом истечения сроков доставки считается момент, когда "перевозчик обеспечил выгрузку", для прибытия на пути необщего пользования - момент, когда вагоны "поданы под выгрузку", а для порожних вагонов - момент прибытия на станцию назначения. Но по факту, информационные системы РЖД не дифференцируют эти разные случаи, а - для простоты учёта - во всех случаях учитывают момент прибытия на станцию (эта информация подтверждена тремя независимыми источниками в ГВЦ РЖД, но я пока не нашёл какую-то инструкцию, где это чётко записано).
     Помимо скорости доставки одной отправки есть близкий по смыслу показатель - скорость доставки 1 тонны, он немного выше. Это связано с тем, что групповые и маршрутные отправки перемещаются с более высокой скоростью, но при расчёте не по тоннам, а по отправкам их удельный вес в итоговом показателе - ниже. Впрочем, для грузоотправителя, который отправляет не тонны, а именно отправки (т.е. какое-то количество груза по определённой накладной) показатель скорости доставки одной отправки более важен.

skorost_otpravki2013

     При анализе скоростей в долгосрочной перспективе возникает проблема сопоставимости. Например, известно, что маршрутные перевозки в целом перемещаются с более высокой скоростью, чем все отправки в целом, а, например, существовавшие раньше мелкие отправки - существенно медленнее. Прошло время мелкие отправки (а их было 5-9 %) практически совсем исчезли, но и маршрутные существенно сократились (с 47 % в 1980 г. до 35 в 2007 г, а потом подросла до 42 % в 2012 г). Первый фактор (исчезновение мелких отправок) должно тянуть общий показатель вверх, а второй (сокращение маршрутных) - должно тянуть вниз. Каков вклад каждого из этих факторов - отдельная задача. Кроме того, помимо изменения долей отправок разных категорий скорости внутри категорий тоже менялись, причём с разными темпами. Так что расчёт влияния разных причин изменения скорости в долгосрочной перспективе - отдельная сложная задача.
     Обратите внимание, что в тот период, когда РЖД усиливало "жёсткость планирования", внедряло ЕСТП - скорость начала падать, а после того, как РЖД махнуло рукой на "плановитость" и решило, что "главное - погрузка", "грузите как-попало", отказавшись от самых жутких идей ЕСТП типа "месячного планирования" , -так скорость сразу начала расти. :-)

2. Участковая и технические скорости
     Помимо важного для грузоотправителей показателя средней скорости доставки груза, есть две важные скорости, которые характеризуют ещё и организацию эксплуатационной работы - участковая и техническая скорости. Чем они различаются я тут писать не буду, это можно погуглить или прочитать в любом учебнике по УЭР.
uchastskorost2013
Как видите, эти кривые, во многом повторяют динамику скорости доставки.


Рекомендации для чтения по теме:
1. Мачерет Д.А. Анализ долгосрочной динамики скоростей в грузовом движении // Железнодорожный транспорт. - 2012. - № 5.
2. Мачерет Д.А. Экономическое значение, тенденции и перспективы повышения скоростей движения на железнодорожном транспорте // Бюллетень ОУС ОАО "РЖД". - 2013. - № 2.
3. Краснощёк А.А. Время компетентных оценок // Гудок. - 2014. - 15 мая.

     В последней статье, А.Краснощёк приводит хорошую наглядную табличку, по которой легко структурировать различные показатели скорости (техническая, участковая, маршрутная и т.д) Так же в этой статье приведены данные по скоростям за 1 квартал 2014 г.  Я не стал их добавлять на свои графики, поскольку скорости движения в первом квартале всегда выше среднегодовых и, если я их тут приведу, то могу невольно ввести в заблуждение читателей моего блога.
Кроме того, в этой статье есть небольшое лукавство, которое читатель, который внимательно прочитал этот блог и внимательно сравнивал эти графики - непременно заметит.
Tags: Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments