f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

80 лет Е.Г. Ясину

Сегодня - 7 мая исполняется 80 лет Евгению Григорьевичу Ясину!

Многие мои знакомые критично относятся к Ясину, поскольку считают его «недостаточно радикальным» или «недостаточно оппозиционным» или «слишком спокойным».

Я частенько задумываюсь над этой шкалой «умеренный-радикальный», применительно как к различным учёным, так и к общественным деятелям. И размышляя об этом, я как-то понял, что Е.Г. Ясин в России это примерный аналог того, чем (и кем) был во Франции Вольтер.
       Ведь Вольтера с одной стороны обвиняли в излишней умеренности, но с другой стороны – вклад Вольтера в появление того, что мы теперь называем «Эпохой Просвещения» - огромен и, судя по всему, более значителен, чем вклад, например, такого радикального атеиста, как аббат Мелье или таких материалистов, как барон Поль Анри Гольбах или Д'Аламбер.

В итоге я тут набросал несколько мыслей, получилось микро-эссе «Ясин и Вольтер»

Ясин и Вольтер

О роли Евгения Григорьевича Ясина для экономической общественности и для либеральной части общества написано многое и многими.

Но я бы хотел затронуть совсем другой аспект ясинского влияния и написать несколько слов о парадоксальной роли Ясина для совершенно другого круга людей и для совершенно иной задачи. Для широкого круга тех, кто не является сегодня ни либералом, ни оппозиционером. Для задачи по выращиванию либеральных идей в головах людей, которые далеки от политики, но не чужды интереса к обдумыванию того, что происходит вокруг. Парадоксально, но именно для них Ясин является самым лучшим проводником либеральных идей.

Когда-то известный публицист Дмитрий Иванович Писарев заметил парадоксальную роль Вольтера в избавлении Европы от идей клерикализма и пропаганде и распространении идей Просвещения.

Радикализм зачастую пугает обычных, среднестатистических граждан. Если антиклерикальные, анти-абсолютистские идеи высказывают какие-то маргинальные философы, среднестатистический дворянин или вельможа или просто образованный горожанин с опаской относится к таким идеям.

Но на этот французский «средний класс» (как назвали бы его сегодня) «действовало чрезвычайно успокоительно и ободрительно то обстоятельство, что антиклерикальные идеи проповедуются не каким-нибудь чудаком, сорванцом или сумасбродом, а солидным и важным барином, господином Вольтером … ведущим дружбу с самыми знатными особами во всей Европе - пишет Д.И. Писарев – Таким образом, Вольтеру удалось соблюдать постоянно ту золотую умеренность, которая с неотразимой силой привлекает к себе умы и сердца респектабельной буржуазии».

В этих условиях, когда какой-то очередной французский аристократ или государственный служащий или военный или профессор переходил из массы лояльного большинства в стан Энциклопедистов и Просветителей, то в ответ на претензии властей, он всегда мог сказать, что не делает чего-то предосудительного, ведь и господин Вольтер высказывается в том же духе, ведь и господин Вольтер читает эти же запрещённые книги и постепенно жёсткость запретов стала размываться.

Вольтер легализовал в умах сначала высшего слоя, а затем и во всём французском обществе право на несогласие, право на наличие противоположных точек зрения; более того – нормальность наличия противоположных точек зрения и уважения к ним.

То, за что недавно преследовали, стало нормальным именно потому, что исходило не от радикалов, а от вполне респектабельного Вольтера. И именно таким парадоксальным образом Вольтер подарил Европе право на свободу совести, свободу слова и свободу мысли.

Сегодня, когда в обществе сильны настроения в пользу того, что бы поделить всех на «своих» и «чужих», на лоялистов и «белоленточников» и преследовать всякое инакомыслие, Евгений Григорьевич Ясин именно тем, что с одной стороны общается с властями и является членом различных экспертных институций при Правительстве, а с другой стороны – приходит на митинг в защиту «узников 6 мая», посылает сигнал обществу: это нормально – сотрудничать по одним вопросам и быть несогласным по другим. Это нормально – быть гражданином своей страны, выходить на митинги и высказывать там свою гражданскую позицию. Это нормально – приглашать за один круглый стол людей с противоположными взглядами и создавать пространство коммуникации, в котором эти разные взгляды могут сосуществовать. Причём сосуществовать – и ВШЭ подаёт такой пример – в атмосфере доброжелательной и взаимоуважительной полемики.

Парадоксально, но, пожалуй, самый умеренный и спокойный из либералов, сделал более многих других в продвижении идей либерализма.

Спокойный голос академического исследователя, доброжелательность тона даже по отношению к оппонентам и добродушное «профессорское» чувство юмора – гораздо надёжнее способствует прорастанию идей либерализма в широких кругах российского общества.

Конечно, сегодня почва немного подморожена. Но я почему-то уверен, что всходы будут. Книги и статьи Е.Г. Ясина – медленно, но последовательно меняют наш климат. Постепенно, по градусу повышая температуру в наших холодных широтах.


***

yasinbooks2
На фото: книги Е.Г. Ясина, те, что имеются в наличии в моей скромной библиотеке

Tags: Ясин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments