f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

К 90-летию А.П. Абрамова

2 мая исполнилось бы 90 лет профессору А.П. Абрамову. Публикую тут статью из ВНИИЖТовской газеты "Железнодорожник", написанную его учениками.

Л.А. Мазо, д.э.н.

О.Ф. Мирошниченко, д.э.н. 
Г.Е. Писаревский, к.э.н.

Человек науки.  Памяти профессора А.П. Абрамова

   2 мая 2014 года исполняется 90 лет со дня рождения видного ученого в области экономики транспорта, руководителя научной школы системных технико-экономических исследований, заведующего отделением экономики, д.э.н., профессора Анатолия Петровича Абрамова. Его имя навечно сохранится в славной плеяде выдающихся ученых, которыми по праву гордится ВНИИЖТ.

   В 1949 году молодой специалист поступил во ВНИИЖТ по приглашению заместителя директора института профессора, д.э.н. Евгения Владимировича Михальцева – выдающегося ученого, прославившегося своими трудами по себестоимости железнодорожных перевозок. И что знаменательно, Анатолий Петрович стал верным продолжателем его дела.  Более полувека, до последних дней жизни, трудился  А.П. Абрамов в нашем институте, пройдя трудовой путь от инженера до заведующего отделением.
  Прежде всего, заслуги А.П. Абрамова справедливо связывают с исследованиями себестоимости железнодорожных перевозок. Его многочисленные труды в этой области широко известны не только в России, но и за рубежом. Об этом свидетельствуют и разработанные им методы сопоставимого определения и анализа себестоимости железнодорожных перевозок в странах-членах Совета экономической взаимопомощи. Необходимо особо отметить, что созданный Анатолием Петровичем арсенал калькулирования перевозочных затрат для тарифно-экономических целей с детальными расчетами по родам грузов, видам отправок  и  типам вагонов не имеет аналогов в зарубежной науке и практике. А.П. Абрамову можно отдать и приоритет в методологии определения фондоемкости  перевозок различных грузов. В результате впервые был создан методический аппарат для системного исчисления всех видов затрат на перевозки конкретных родов грузов: полной и зависящей от объемов перевозок  себестоимости, зарплатоемкости, фондоемкости, капиталоемкости и приведенной стоимости. Важным методическим новшеством следует считать отражение дифференциации себестоимости перевозок по категориям поездов, что позволило существенно уточнить зависимость себестоимости от дальности.
   Под руководством А.П. Абрамова были выполнены фундаментальные научные исследования по определению транспортных затрат как основы формирования тарифов на перевозки грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте. Основные результаты исследований в этой области нашли отражение в написанной им монографии «Затраты железных дорог и цена перевозки», вышедшей в 1974 году и ставшей для нескольких поколений экономистов настольной книгой. Спустя три года  Анатолий Петрович успешно защитил докторскую диссертацию по этой теме.
Следует подчеркнуть, что целый ряд результатов, полученных в его докторской диссертации, был реализован при последующих пересмотрах тарифов и сохраняет свою ценность для решения современных экономических проблем. Так, в 1986 году его учеником к.э.н. Г.Е. Писаревским были впервые разработаны и введены в действие экономически обоснованные тарифы на перевозки крупногабаритных, негабаритных и сверхнегабаритных грузов на транспортерах и платформах. Особенно востребованы в наше время предложенные А.П. Абрамовым методы определения себестоимости перевозок в подвижном составе грузовладельцев.
А.П. Абрамов, уделяя большое внимание в своих исследованиях всем аспектам управления издержками, всегда подчеркивал, что эффективное управление расходами базируется на их правильной классификации. При его непосредственном участии были разработаны Номенклатуры расходов железнодорожного транспорта, вступившие в действие в 1998 и 2003 годах. При этом следует отметить, что Номенклатура 2003 года стала практически первым работоспособным документом, обеспечивающим планирование и учет расходов по видам деятельности, что способствовало успешной реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.  
Другим, не менее важным направлением исследований  А.П. Абрамова, были работы в области планирования и экономической оценки хозяйственной деятельности железных дорог и их предприятий. Большое теоретическое и практическое значение имела разработанная им методика денежной оценки показателей работы железнодорожного транспорта, которая  изложена в его одноименной книге, вышедшей в свет в 1975 году. Значительный вклад Анатолий Петрович внес в изучение проблемы зависимости эксплуатационных расходов от изменения объема перевозок. Определив влияние различных факторов, и прежде всего, объема работы, на эксплуатационные издержки, можно успешно решать задачу эффективного управления расходами железных дорог. Многолетние исследования этой  комплексной проблемы легли в основу «Временных методических рекомендаций по определению доли эксплуатационных расходов, зависящих от объема работы». В области управления затратами А.П. Абрамов много сил отдал разработке комплексных программ сокращения расходов отрасли.
Важную роль в учете, анализе и планировании эксплуатационных расходов железных дорог играет процесс калькулирования себестоимости различных видов перевозок. В этих целях были разработаны в разные годы утвержденные нормативные документы (инструкции и методические рекомендации), устанавливающие подробные расчетные процедуры распределения расходов в разрезе статей и элементов затрат между грузовыми и пассажирскими перевозками, в том числе в дальнем следовании и пригородным сообщением, а также по видам тяги. Значительные трудности в распределении косвенных расходов, занимающих в себестоимости железнодорожных перевозок до 60%, были успешно преодолены благодаря логически продуманному подбору и увязке эксплуатационных измерителей с соответствующими группами затрат. И хотя последняя из упомянутых методик вышла из-под пера ученого в 1996 году, содержащиеся в ней методологические подходы сохранили свою актуальность в современных условиях реформирования железнодорожного транспорта. В частности, это касается выделения расходов на инфраструктуру для обоснованной оплаты ее услуг дочерними и независимыми пассажирскими компаниями. Продолжателями идей ученого являются заведующая отделением «Экономика и финансы»  д.э.н., профессор О.Ф. Мирошниченко и к.э.н. А.Е. Огинская. Жизнь требует отражения в инфраструктурной и локомотивной составляющих себестоимости скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. Предложенные А.П. Абрамовым способы учета съема пропускной способности в себестоимости перевозок актуальны при проведении исследований по рациональной специализации железнодорожных линий на преимущественно грузовое или пассажирское движение.
   А.П. Абрамов всегда с энтузиазмом воспринимал новые идеи и направления в экономической теории и практике. До глубокой ночи, несмотря на значительное ухудшение зрения в последние годы жизни, зачитывался научной и прикладной литературой, постоянно находился в курсе последних событий в стране и за рубежом. Его многогранное творчество было по-настоящему новаторским. Все новое и полезное для родного железнодорожного транспорта ученый стремился адаптировать к условиям отрасли. В связи с этим трудно переоценить вклад профессора А.П. Абрамова в развитие экономических методов управления в ходе реформирования железнодорожного транспорта. Среди них следует выделить гибкое формирование бюджетов, маркетинговые исследования, рыночные инструменты привлечения капитала и доходов (облигации, лотереи), гибкое тарифное стимулирование роста объемов перевозок. По результатам этих исследований в 2001 году им в составе авторского коллектива  была написана книга «Маркетинг на транспорте», ставшая учебником для студентов транспортных вузов.
Говоря о многогранности таланта А.П. Абрамова, нельзя не упомянуть еще одно весьма актуальное направление исследований – эффективность капитальных вложений. Он принимал активное участие в разработке  действующих до  настоящего времени Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС в 1998 году. Непосредственно им выполнен расчет эффективности АСУ финансами, внедренной в рамках информатизации отрасли в начале нынешнего века.
   Значительно раньше, еще в докторской диссертации, Анатолием Петровичем были выполнены исследования по отражению территориальных различий в затратах на перевозки грузов. Дифференциация издержек по направлениям и участкам сети имеет в современных условиях большое  значение для решения сразу двух задач. Первая из них состоит в технико-экономическом обосновании развития линий. Вторая − это выработка экономических основ построения новой перевозочной  модели организации перевозочного процесса, адаптированной к современным и перспективным условиям реформирования железнодорожного транспорта.
   Анатолий Петрович − автор более 300 научных публикаций. Научную работу он успешно совмещал с педагогической деятельностью (многие годы преподавал в МИИТе), был научным руководителем аспирантов. Под его руководством подготовлено и успешно защищено более десяти  диссертаций, в том числе ныне ведущих специалистов нашего института: О.Ф. Мирошниченко, Г.Е. Писаревского, В.А. Малова, Г.А. Грановской. Он не только руководил своими аспирантами, но также оказывал большое содействие коллегам в подготовке кандидатских и докторских диссертаций, тем самым способствуя созданию во ВНИИЖТе научной школы в области  экономики железнодорожного транспорта.
   Плодотворно работал Анатолий Петрович и в качестве члена Ученых советов ВНИИЖТа, ЦНИИТЭИ, специализированных советов по защите диссертаций во ВНИИЖТе и МИИТе, на протяжении многих лет являлся членом Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии России, заместителем председателя секции экономики и управления Научно-технического совета МПС России. Много внимания уделял он научно-общественной деятельности, являясь одним из руководителей  секции  экономики Центрального правления  научно-технического общества отрасли, внес весомый вклад в становление и развитие Российской  Академии Транспорта.
   Анатолий Петрович был наделен ярким талантом литератора. Его стихи и афоризмы, юмористические рассказы и фельетоны  неоднократно печатались во многих периодических изданиях страны. А в юности он даже работал у легендарного  Л.И. Утесова, которого нередко вспоминал с восхищением и благодарностью. В молодые годы Анатолий Петрович организовывал вечера отдыха сотрудников отделения экономики и членов их семей. Он сам подбирал репертуар и исполнителей, режиссировал, выступал как солист с исполнением куплетов и пародий на известных артистов.
Анатолий Петрович обладал высокой организованностью и ответственностью, умело выстраивал приоритеты в работе. Говоря об ответственности и самодисциплине, которые он старался привить своим подчиненным вместо жесткого администрирования, хочется отметить, что он сам ни разу не опоздал на работу и не считал возможным пользоваться привилегиями, связанными с его заслугами.
   Все, кто когда-либо работал с Анатолием Петровичем Абрамовым,  хранят о нем светлую память как о замечательном Ученом, во многом опередившем свое время. Для нас он является ярким примером служения науке.

Газета ОАО ВНИИЖТ "Железнодорожник" №9-12, 15 апреля 2014, с.4
Tags: История железных дорог, Наука, Учёные, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments