f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

15 марта исполнилось бы 65 лет Н.Е. Аксёненко

     15 марта исполнилось бы 65 лет Николаю Аксёненко - одному из самых выдающихся железнодорожников в истории отрасли.
В книге А.И. Гурьева "Железные дорожники о себе и реформах" есть хороший очерк о нём, под названием "Измениться или умереть!", который так же доступен по ссылке.
     Помимо этого есть биография Аксёненко, написанная А.В. Шамовым ("Дорога и честь", Новосибирск, 2009, 488 с.), которыя - увы - является библиографической редкостью.
aksenenko_book2

     В книге А.Шамова приводятся воспоминания Б.Немцова о назначении Аксёненко министром: "Кандидатов на пост министра было несколько. Я предложил Аксёненко. Чисто психологически он производил на меня сильное впечатление - здоровый мужик, способный работать сутками, открытый, без двойного-тройного дна! Очень ответственный и умный. Знал прекрасно отрасль и был готов к переменам. Его не хотели видеть министром, но я настоял на назначении. Остальные кандидаты, с кем бы я не разговаривал, казались мне этакими охранителями. ... Вот это-то и не нравилось: люди абсолютно некритично относились к тому, что на железнодорожном транспорте происходило. ... А Аксёненко заговорил о необходимости перемен, хотя ещё не до конца выстраивал их логику. При назначении он спросил: - Какие будут главные идеи? А главные идеи были такие. Первое, заморозить тарифы, потому что мы не могли допустить, что бы железные дороги были источником инфляции. Второе - необходимо было подготовить реформу, создать конкуренцию на рынке грузовых и пассажирских перевозок" ("Дорога и честь", с. 175-177).
     В 1997 г. основной задачей Аксёненко было вывести отрасль на безубыточный уровень работы (в 1996 г. убытки МПС составили прмерно 1,6 %). Идея Аксёненко заключалась в том, что "необходимо выработать новые подходы к ценовой политике МПС, позволяющие за счёт снижения тарифов на грузовые перевозки, ослабить тарифное давление на промышленность. Многим в руководстве отрасли, эти цели казались взаимоисключающими. Но чем труднее задача, тем активнее брался за неё Аксёненко" (с.178).    В главе "Гамбит Аксёненко" его биограф пишет: "Шахматные начала, в которых жертвуются фигуры с целью скорейшего развития носят название гамбитов. Уже в первый год работы министром Н.Е. Аксёненко разыграл и довёл до победы острую партию, в которой на кону стояла судьба не только отрасли, но и экономики всей страны. Речь идёт о его смелом решении снизить тарифы на перевозку важнейших народно-хозяйственных грузов". Там, где снижение тарифов могло привести к росту перевозок, они были снижены.(подробнее о тарифных решениях на стр 184-189).
     Любопытный фрагмент, посвящённый взаимоотношениям Аксёненко и А.Б. Чубайса: "Но надо отдать должное Анатолию Борисовичу. После отставки Н.Е. Аксёненко с поста министра путей сообщения он единственный прислал телеграмму со словами благодарности за совместную работу, отдав должное Николаю Емельяновичу как управленцу-профессионалу. Пригласил его и на торжественное открытие Бурейской ГЭС. В утренних новостях телевидения показали сюжет, посвящённый этому событию: станцию, её строителей, Президента России и - крупным планом - наградной список. В перечне людей, представленных к наградам, фамилия Аксёненко стояла первой. К трёхчасовым новостям картину откорректировали: списка уже не было, Николая Емельяновича не наградили.... Когда же случилось непоправимое, А.Б. Чубайс, единственный из бывших и действовавших тогда руководителей Правительства России, прислал соболезнование семье ушедшего коллеги".
     Бывший начальник Восточно-Сибирской дороги Г.П. Комаров вспоминает стиль работы министра: "В этом стиль Аксёненко: увидеть новое, мгновенно оценить, поддержать и распространить на всю сеть. Пока он возглавлял отрасль, было интересно работать. Поощрялось всё передовое, многое (сегодня говорят ноу-хау) на дорогах он находил сам. (там же, с.179).
     В бытность Аксёненко первым заместителем начальника Октябрьской дороги (начальником дороги был тогда А.А. Зайцев), на дороге состоялась первая Ассамблея начальников дорог. Вспоминает Э.С. Поддавашкин: "Основная тема повестки дня - акционирование железных дорог - была предложена хозяевами ассамблеи. В подготовке материалов активно участвовали ученые железнодорожного университета во главе с проф. В.П. Третьяком. Доклад должен был делать А.А.Зайцев. В его отсутствие [Зайцев был на ликвидации схода- Ф.Х.] выступил заместитель начальника дороги по экономике Н.Е. Аксёненко. Так уж получилось, что первым об акционировании железных дорог выпало сказать ему [имеется в виду сказать в рамках отрасли; в отраслевой науке идея высказана чуть раньше - в книгах Зайцева А.А., Ефанова А.Н. и Третьяка В.П.- ФХ].... Но дискуссии не получилось, к восприятию темы многие были просто не готовы".
Tags: История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments