f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

О себестоимости авто и жд

     В последнее время часто звучит такой тезис: "железнодорожный транспорт сам содержит свою инфраструктуру, а автодороги финансируются государством, поэтому жд менее конкурентоспособны. Что бы выровнять условия нужно либо повысить налоги на автомобильных перевозчиков либо освободить "РЖД" от содержания инфраструктуры (как вариант - компенсировать это содержание из бюджета)".
     Наличие у себя инфраструктуры (грубо говоря - это железнодорожные пути и станции), которую нужно "содержать" подаётся РЖД, как некоторое обременение, как неравные условия хозяйствования. Оставляя за пределами настоящего поста вопросы платности автодорог, хочу, тем не менее, напромнить некоторые моменты, связанные с ролью инфраструктуры железных дорог.
     Давайте отвлечёмся на секунду от формы собственности и посмотрим на железнодорожный транспорт как на определённым образом построенный технологический комплекс. Наличие рельсовых путей позволяет железнодорожному транспорту увеличить объём перевозимых грузов и грузонапряжённость того направления, где эти пути проложены. Когда увеличивается объём перевозок и грузооборот резко снижается себестоимость 1 тонно-км. Цифры тут приводить не буду, т.к. они есть в любом учебнике по "Экономике жд транспорта" или по дисциплине "Единая транспортная система". Во всех учебниках, что за 1995 год, что в последних двух, изданных в 2011 и 2013 гг (один - под. ред. Б.М.Лапидуса и Н.П.Терёшиной - для экономистов, второй - под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой и Л.В. Шкуриной - для технических специальностей) есть данные о себестоимости перевозок (за 1 прив. т-км.) по различным видам транспорта.
     Таким образом, само наличие у "РЖД" рельсов (инфраструктуры) приводит к очень сильному снижению себестоимости перевозки (измеряемой обычно в коп. за 10 приведённых тонно-км), в сравнении с автотранспортом. В различные годы этот разрыв составлял: 12,8 раз в 1995 г., 13,6 раз в 2001 г., более 20 раз в 2007-11 гг. Поэтому даже для сторонника государственного финансирования инфраструктуры не логично на этих основаниях требовать компенсации от государства на содержание именно инфраструктуры и ссылаться на конкуренцию с автотранспортом. Получается, что авторы таких требований просят финансировать из государственного бюджета (а значит и из кармана автомобилистов в том числе) именно тот элемент железнодорожного транспорта, который является источником его конкурентного преимущества, источником снижения себестоимости жд перевозок. Получается, как в сказке: "битый небитого везёт" - вы заставляете (предложу такую метафору) тех, кто шьёт обувь вручную скинуться и профинансировать находящейся рядом обувной фабрике стоимость её конвейера по производству обуви.
     
Tags: Заметки, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment