f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Скорость доставки груза

     В последние дни тема скоростей доставки грузов железнодорожным транспортом стала снова обсуждаться в СМИ. Толчком этому послужило шуточное замечание вице-премьера А.Дворковича о том, что пешком до Владивоскока дойти быстрее, чем на грузовом поезде, в ответ на которое "РЖД" стало сообщать маршрутную скорость своих поездов, которая составила 525 км/час.
     Внимательные читатели возможно заметили, что раньше "РЖД" сообщало среднюю скорость доставки груза, а теперь стало сообщать маршрутную скорость. Причём, например,в интервью журналу "РЖД-Партнер" (№1, 2014 г.) президент "РЖД" В.Якунин просто говорит "Средняя скорость составила 525 км/сут" без уточнения о какой именно скорости идёт речь.
    В свяи с этим, необходимо немного сказать о скоростях. Существуют разные показатели скорости, каждая из которых может лучше или хуже подходить под разные задачи. Существует средняя ходовая скорость, средняя техническая скорость, средняя участковая скорость, средняя маршрутная скорость; они используются для оценки какого-то фактора или какого-то элемента эксплуатационной работы. Например "ходовая" учитывает в своём знаменателе чистое время хода, техническая добавляет к этому время на разгон и замедление (но без учёта стоянок), участковая - добавляет к предыдущей время стоянок на промежуточных станциях, маршрутная добавляет время стоянок ещё и на участковых и сортировочных станциях и т.д.
     Все эти скорости - внутренние показатели, оценивающие качество эксплуатационной работы, качество составления графика движения поездов и др. подобные вещи (вт.ч. и состояние инфраструктуры, разумеется).
     А вот с точки зрения доставки груза основным показателем является показатель "скорость доставки одной тонны груза" (или близкий по смыслу показатель "средняя скорость доставки 1 отправки"), который считается с момента отправления, зафиксированного в накладной (дорожной ведомости) до прибытия (я не знаю точно - до какого момента или дислокационного события -прибытия на станцию назначения или до подачи под выгрузку; если верить Правилам исчисления сроков доставки - то последнее, но это нужно перепроверить).
И именно эта скорость важна для грузоотправителя, а не внутренние эксплуатационные показатели.

skorost2013

Примечание: источники данных: данные за 1970-1990 – [Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: качество и эффективность. – М.: Транспорт, 1993. – 255 с.]; данные за 1997-2002  - средняя цифра между февралем и сентябрем из источника [Мачерет Д.А., Чернигина И.А. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок – М.:МЦФЭР, 2004.- 240 с.], источником данных является форма ЦО-31 (появившаяся в 1949 г.), и составлявшаявся два раза в год - в феврале и в сентябре на основе выборочного учёта; при этом, по 1960 г. для учёта отбиралась каждая третья накладная, а с 1961 г. лишь каждая десятая; данные за 2003-2012 - данные по Годовым отчётам ОАО «РЖД» (это уже более надёжные цифры, т.к. вместо выборочного учёта здесь уже был сплошной учёт всех перевозочных документов).
Tags: Организация перевозок, РЖД, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments