f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Тезисы с круглого стола по тарифам 11 декабря 2013 г.

Фото и тезисы моего мини-выступления с круглого стола, прошедшего 11 декабря 20132 г.

Тезисы выступления на круглом столе «Тариф: перевозка по рыночной формуле»

в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» 11 декабря 2013 г.

1. О "заморозке" железнодорожных грузовых тарифов в 2014 г.

Экономисты любят рассказывать байку о том как Президент США Гарри Трумэн однажды сказал, что хотел бы найти «однорукого» экономиста, потому что в ответ на любое его обращение он слышал: «С одной стороны,... с другой стороны,...» (в английском языке аналогичное выражение звучит нак «на одной руке, на другой руке»).

Рассуждая об идее «замораживания» тарифов, мы тоже, не уйдём от противоречивости этого решения, но, т.к. сторонников точки зрения, заключающейся в том, что подобная заморозка это "ужас-ужас-ужас" здесь и без меня предостаточно, я постараюсь акцентировать ваше внимание на противоположной стороне медали.

Так ли страшен чёрт, как его малюют?

Что бы ответить на этот вопрос давайте сначала посмотрим, какова ситуация на рынке грузовых перевозок.

Начиная с середины 2012 г. мы наблюдали снижение ставок операторов подвижного состава т.е. т.н. «вагонной составляющей» тарифа (см. рис).

stavkaarendypv

Источник: «Промышленные грузы» www.pg-online.ru

В частности это снижение по полувагонам было почти двукратным - с 1600 руб. за вагон в сутки в июне 2012 г. до уровня 700-800 рублей в сутки к январю-марту 2013 г. И даже несмотря на некоторый рост в апреле (связанный с увеличением ставок на перевозки строительных грузов) этот уровень остаётся в 2-2,5 раза ниже, чем уровень ставок в первой половине 2012 года.

Подобное снижение ставок сопровождалось снижением уровня рентабельности операторских компаний и сокращением их издержек.

Тут может идти титр: "А в это время" и тревожная музыка. :-)

Давайте посмотрим, как обстояло дело с издержками и тарифами в условиях "падающего" рынка у такого игрока, как "РЖД".

В условиях, когда одна составляющая тарифа – вагонная, операторская, рыночная, нерегулируемая – снижалась, вторая составляющая, сформированная «РЖД», регулируемая ФСТ, - не только не снижалась, но даже чуть-чуть подросла (в январе 2012 г на 6 % и в январе 2013 г. - на 7 %). Т.е. тарифы РЖД росли опережающими темпами, относительно тарифов остальных участников рынка.

Кроме того, в последние годы в «РЖД» практически не работали «антизатратные механизмы». Так в 2011 г. при инфляции в 6,1% расходы «РЖД» выросли на 18 %, в 2012 г. при инфляции 6,6 % расходы «РЖД» так же росли чуть быстрее – на 6,8 %. По итогам первого полугодия 2013 г. расходы "РЖД" выросли на 19,7%.

Т.е. и расходы (издержки) "РЖД" росли опережающими темпами. Я сейчас не буду анализировать каждую статью расходов и темпы роста по ним. Просто один пример. Доля расходов на заработную плату и социальные отчисления в структуре расходов «РЖД» составляла  в 2000 г. 34,4 % (из них 24,8 % зарплата и 9,6 % отчисления на социальные нужды). В 2008 г. эта доля составляла 35,7 % (29 % зарплата и 6,7 % отчисления на соц. нужды). А в последние годы эта доля выросла до 43 % в 2011 г. и 44 % в 2012 г. (по итогам 6 мес.2013 г. эта доля составила 42 %). В самом по себе росте заработной платы и социальных расходов нет ничего плохого. Равно как, вообще говоря, и в самом-по-себе росте издержек. На растущем рынке могут расти и издержки и прибыль. Проблема в другом. Эти издержки не снижаются в условиях, когда в целом рынок грузовых перевозок находится в фазе спада.

Спрос на перевозки падает, за 11 месяцев 2013 г. погрузка снизилась на 3,1 % относительно аналогичного периода прошлого года. Но снижение спроса на перевозки, вопреки рыночной логике не вызвало соответствующего снижения издержек и тарифов.

И собственно в этом - гвоздь проблемы государственной монополии. Рыночная компания в такой ситуации снижает и тарифы и издержки. "РЖД" просит повысить тарифы и ещё дать немного денег из бюджета.

«Заморозка» тарифов - последняя попытка хоть как-то заставить монополию снижать издержки. Это как запереть на один день холодильник от страдающего избыточным весом, постоянно жующего больного, который сам, силой воли не может отказаться от нездоровой пищи.

Таким образом, продвигая решение об отмене индексации тарифов в 2014 г., регуляторы просто хотят помочь «РЖД» научиться управлению издержками.

2. О предложениях по регулированию ставок операторов

Сегодня на операторском рынке есть конкуренция. Этот тезис не вызывает сегодня сомнений. Есть расхождение в оценке количества операторов – от 300 до 600 по разным критериям. Есть некоторый разброс в оценке количества собственников вагонов от 1400 до 1500 по одним источникам до 1900 по другим. Но в любом случае – понятно, что во-первых участников много, во-вторых – рынок в целом можно назвать конкурентным, в отличие от монопольного рынка услуг инфраструктуры.

Кроме того, именно конкуренция в сочетании с профицитом подвижного состава привели к тому падению ставок, о котором только что шла речь.

В этой связи, предложения о том, что тарифы операторов нужно регулировать выглядит мягко говоря, очень странным.

Есть «золотое правило» регуляторов: «Если можешь что-то не регулировать, - не регулируй».

Если мы хотим, что бы ставки не росли или, во всяком случае, росли не быстрее рынка в целом, то нужно не придумывать ценовые ограничения, а поддерживать те институты, которые обеспечивают низкие цены. В данном случае – это конкуренция и профицит подвижного состава.

Если пытаться принудительно укрупнять операторов, загонять всех в единое СРО, запрещать продление сроков службы вагонов, то подобные действия регуляторов действительно приведут к росту ставок. Но тогда нужно честно сказать, что в росте тарифной нагрузке виноваты такие-то и такие-то решения регуляторов.

Если же мы хотим, что бы тарифная нагрузка на грузоотправителей не росла и при этом рынок был эффективным, то во-первых, не нужно регулировать ставки операторов, а во-вторых не нужно принимать административных решений по снижению уровня конкуренции.

P.S. Фотографии
1.

РТУ-1(11 12 2013)
(Слева направо: В.И. Момот, А.М. Тюфаев, Ф.И. Хусаинов, В.Б. Савчук)

2.

РТУ-2(11 12 2013)
(Показываю жестами динамику ставок операторов)

Tags: Железнодорожные тарифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments