f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

15-летие "РЖД-Партнёра": Рассел Питтман и все, все, все...

26 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге прошло мероприятие, приуроченное к 15-летию журнала "РЖД-Партнер".

В рамках этого мероприятие состоялся "Экспертный диалог", в котором приняли участие известные в отрасли люди, которые обсуждали итоги реформ. Пересказывать тезисы всех выступавших нет смысла, т.к. на страницах журнала, наверняка всё это подробно будет освещено. Отмечу пунктиром лишь наиболее важные, на мой взгляд выступления.

prezidium1
Слева направо: Д.В. Голополосов (ЕЭК), В.Н. Прокофьев ("Балттранссервис"), О.С. Валинский (Октябрьская ж.д.), Р.Питтман (Антимонопольный департамент Министерства юстиции США, приглашённый профессор РЭШ), переводчица


prezidium2
Слева направо: А.С. Ретюнин ("РЖД-Партнёр"), Н.А. Никифоров (Роспрофжел), А.Л. Кужель ("РЖД"), пустое кресло, в которое потом сел В.А. Сосипаторов и руководитель Петербургского отделения "Транскредитбанка"

Президент "Балттранссервиса" В.Н. Прокофьев сказал, что у него две основные претензии к ОАО "РЖД". Первая заключается в том, что "РЖД похоронило идею частных перевозчиков с собственными локомотивами". А вторая заключалась в том, что ни один из институтов системы МПС в начале реформ не выработал новой технологии работы в условиях приватного (собственного) вагонного парка.

Последнюю претензию, кстати, независимо от Прокофьева сформулировал профессор МИИТа, д.т. н. И.Н. Шапкин, который в своём выступлении на другой конференции - в Москве 19 сентября, начал свой доклвд со слов "Сегодня наша эксплуатационная наука пока не смогла ответить на вопрос - как организовать эксплуатационную работу в новых условиях. По старому - хоть и привычно и хочется, но уже нельзя, мы это понимаем. А по-новому - пока не знаем как". А на прошедшем 25 сентября в редакции "Гудка" круглом столе ту же мысль высказал вице-президент "РЖД" С.М. Бабаев, заявивший примерно следующее: "Меня учили управлять вагнонопотоками совсем в других условиях. Как управлять ими в условиях приватных парков - меня не учили. Если кто-то знает - скажите мне - как".

Но вернёмся к "Экспертному диалогу".

Выступления Кужеля и Никифорова я пропущу, поскольку все и так знают, что они скажут. Реформы прошли зря, лучше бы всем, как раньше управляло МПС и не было никаких собственников вагонов. Никифоров говорил это в более явной форме. Кужель молча подразумевал.
       
А вот выступление В.А. Сосипаторова, который был представлен как "независимый эксперт" было чрезвычайно интересным.
       
Начал он с того, что обсуждая сегодня профицит вагонов - мы обсуждаем ложную цель. Я напомню - говорил он - что когда упали цены на уголь, только операторы сумели среагировать и снизить свои ставки, чем спасли отрасль.
     
Рынок операторов сегодня существует. Ущербный этот рынок? Да. Но все остальные рынки в нашей отрасли - ещё ущербнее, ещё хуже. Именно оператор сегодня смягчает все эти проблемы. Мы сегодня обсуждаем ложные цели. Мы обсуждаем последствия, а не причины.
     
- Почему всё стало развиваться подобным образом? - задал он сам себе вопрос. И ответил приблизительно так:
   - Потому что в стране есть профицит денег, но ничего не строится, потому что нет нормальных условий для инвестирования в долгоиграющие проекты. Там где появились хорошие финансовые результаты - туда деньги и пошли. Я общаюсь с крупными собственниками, которые было пришли или хотели прийти в отрасль. Они все имеют опыт работы в других отраслях и, посмотрев на железнодорожную отрасль, они говорят "Тут весь бизнес требует ручного управления, он весь построен на связях, на контактах, он не функционирует сам по себе, автономно по каким-то правилам. А это делает его совершенно непривлекательным в инвестиционном смысле".

Затем выступил Рассел Питтман.

Сначала он напомнил свою собственную фразу, сказанную несколько лет назад, что "если в России не появится конкуренция в сфере железных дорог, то РЖД превратится в Газпром на колёсах".
   Затем он напромнил, что не нужно бояться таких реформ: "Большинство железнодорожных компаний в мире начинали как монополисты. Но в результате реформ была поставлена задача создать для грузоотправителей возможность выбора между несколькими перевозчиками. В США, Канаде, странах Латинской Америки мы создали систему независимых вертикально-интегрированных компаний, независимых перевозчиков, которые конкурируют за клиента.
   В России создание конкуренции было одним из основных поводов для начала реформ. С 2001 г. в России было многое сделано, но перевозчик здесь по-прежнему один - РЖД.
   Если сравнивать Россию с другими странами, то Россия пока не достигла той ситуации, при которой грузоотправители могут выбирать перевозчика. На мой взгляд, крупные операторы, должны постепенно становиться перевозчиками, как это предлагает г-н Прокофьев и как, кстати говоря, было предусмотрено в Программе структурной реформы (на 3 этапе).Это уже произошло во многих странах.
     
Затем Питтман проанализировал четыре варианта развития жд отрасли и заключил: "Мне представляется, оптимальным вариантом будет дать РЖД распасться на несколько независимых компаний".
 И закончил он свою выступление следующим тезисом: "Подумайте вот о чём. Мексика и Бразилия создали у себя конкуренцию вертикально-интегрированных компаний. Частные компании инвестировали в развитие инфраструктуры.
     
Если вам, в России нужны инвестиции - это тот путь, по которому можно пойти"

Tags: Научные мероприятия, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments