?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
"Сдерживание тарифов РЖД мешает увеличению ВВП"
f_husainov
 К пропаганде в пользу повышения железнодорожных тарифов подключили А. Шаронова из "Тройки-Диалога"

" Сдерживание тарифов РЖД мешает увеличению ВВП"

 

Сергей Плетнёв

 Развитие инфраструктуры требует не только содействия, но и большей решительности от государства

Так полагают участники конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодейст­вие и партнёрство», организованной компанией «Бизнес Диалог» и журналом «РЖД-Партнёр».

 Как отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, за годы реформы удалось сделать немало.

«Мы увеличили среднюю скорость доставки грузов, участковую скорость, вес поезда, на четверть снизилось количество происшествий, доля доходов от железнодорожных перевозок в ВВП сократилась с 4 до 2,7% при существенном росте объёмов перевозок», – сообщил Вадим Морозов.

Кардинально возросли закупки вагонов, локомотивов и моторвагонного состава, что дало импульс развитию машиностроения в стране. ОАО «РЖД» активно привлекает в отрасль частных инвесторов, инновационные, в том числе зарубежные технологии.

Тем не менее в ходе реформирования выявились и проблемы, которые угрожают ограничением экономического роста в стране. Во многом они связаны с недостаточным финансированием инфраструктуры. Кроме того, производительность вагона с 2003 года снизилась на 15%, увеличилась доля порожнего пробега.

Осложнилось и финансовое положение компании. Появление на высокодоходных сегментах рынка частных компаний привело к тому, что реальные доходы ОАО «РЖД» с 2003 года от основной деятельности снизились на 20,6%. В результате абсолютный прирост инвестиций в реальном исчислении составил только 1,6%, в то время как в экономике страны в целом – 66,3%.

Уже сейчас по причине неразвитости инфраструктуры остаются невывезенными 12 млн тонн груза, что означает для ОАО «РЖД» потери в 10 млрд руб. А к 2020 году, если не развивать инфраструктуру, объём невывезенных грузов составит уже 300 млн тонн, в результате чего госбюджет будет только на налогах терять 250 млрд руб. в год. Для успешного завершения реформы ещё необходима реализация целого ряда правовых, тарифных, технологических и иных решений.  

«Если компании не дают те ценовые параметры, которые ей необходимы для развития, то нормальная бизнес-логика будет толкать её менеджмент к тому, чтобы не инвестировать в проекты с длительными сроками окупаемости, – говорит независимый член совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Шаронов. – Однако это противоречит целям государства». Он также заметил, что многие компании, даже и не самые крупные, готовы вкладывать в развитие подъездной инфраструктуры и портов для экспорта своей продукции, однако тарифные решения государства «просто убивают у них желание развивать экономику».

«Нежелание государства инвестировать в инфраструктуру даёт негативный кумулятивный эффект для развития грузовой базы и для роста ВВП, – считает Андрей Шаронов. –

Причём некие половинчатые решения в этом плане бизнес тоже не устраивают».

Между тем именно расчёт на то, что экономика будет расти, придаёт уверенности предпринимателям и позволяет создавать инновационные продукты. Так, на конференции было подписано соглашение между корпорацией УВЗ и Тихвинским вагоностроительным заводом о сотрудничестве в инновационной сфере по производству нового поколения вагонов.

«Мы полагаем, что спрос на перевозки и, соответственно, на новый подвижной состав будет расти», – прокомментировал экономические перспективы соглашения председатель совета директоров ТВСЗ Игорь Цыплаков.

В то же время методика расчёта экономически обоснованного тарифа на грузовые перевозки, разработанная в этом году совместно ОАО «РЖД» и ФСТ, показала, что индексация тарифов в 2012 году должна составить 23%, а в случае меньшей величины дополняться соответствующими субсидиями.

«Мы не рассчитываем, что правительство утвердит именно этот показатель, однако назрела необходимость принимать адекватные регуляторные решения», – констатировал Вадим Морозов.

В целом участники конференции согласны, что существующие методы частного инвестирования в инфраструктуру пока не очень привлекательны для бизнеса. В отрасли действует много ограничений, связанных с тем, что инфраструктура – это стратегические объекты и с социальными обязательствами РЖД. Поэтому механизмы частных инвестиций пока не отлажены, однако и в развитых странах именно госинвестиции составляют значительную долю средств поддержки железнодорожных путей.

Между тем на совещании в Хабаровске с участием премьер-министра Владимира Путина, которое прошло в понедельник, РЖД было дано поручение совместно с правительством проработать вопрос об инфраструктурных облигациях, которые могли бы помочь финансировать модернизацию БАМа. Однако, как полагают в ОАО «РЖД», кардинально решить проблему мог бы сетевой контракт, в котором государство само определило бы те направления и объёмы провозных способностей, которые необходимо развить.


Источник: сайт газеты "Гудок"