f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Мой комментарий про "замораживание" жд тарифов в 2014 г.

По поводу «замораживания» железнодорожных грузовых тарифов на 2014 год

Решение о т.н. «замораживании»тарифов на железнодорожные грузовые перевозки в 2014 г. (а точнее о том, что в 2014 г. не будет их индексации) вызвало волну панических комментариев со стороны «РЖД» и ряда экспертов.

Но так ли страшен чёрт, как его малюют?

На самом деле тут есть два совершенно различных вопроса. Первый – страшно ли данное конкретное решение о том, что индексации тарифов в 2014 г не будет? Второй – является ли такая «заморозка» везде и всегда хорошей мерой?

Сначала постараемся ответить на первый вопрос.

Последнее время, начиная с середины 2012 г. и вплоть до середины 2013г., мы наблюдали снижение ставок операторов подвижного состава т.е. т.н. «вагонной составляющей» тарифа[*]. В частности это снижение по полувагонам было почти двукратным. В условиях, когда одна составляющая тарифа – рыночная, нерегулируемая – снижалась, а вторая составляющая, сформированная «РЖД» (формально - регулируемая ФСТ) не только не снижалась, но даже чуть-чуть подросла (в январе 2013 г.), такая «заморозка» будет означать лишь возвращение динамики инфраструктурной составляющей тарифа к общему тренду, характерному для рынка в целом. Иначе говоря – оторвавшийся от остальных бегун притормаживает, давая возможность остальным участникам забега приблизиться к нему.

Кроме того, в последние годы в «РЖД» практически не работали «антизатратные механизмы». Так в 2011 г. при инфляции в 6,1% расходы «РЖД» выросли на 18 %, в 2012 г. при инфляции 6,6 % расходы «РЖД» так же росли чуть быстрее – на 6,8 %. Доля расходов на заработную плату и социальные отчисления в структуре расходов «РЖД» выросли с 24,8 % в 2000 г. до 29 % в 2008 г. А в последние годы эта доля выросла до 43 % в 2011 г. и 44 % в 2012 г. (по данным отчёта, размещённого на официальном сайте «РЖД»).

Таким образом, решение об отмене индексации тарифов в 2014 г. лишь способ помочь «РЖД» научиться управлению издержками. Само по себе, это решение не будет катастрофой.

Ответ на второй вопрос – более сложен. Вообще говоря, при прочих равных условиях, ограничения в сфере ценообразования со стороны регуляторов – в долгосрочной перспективе может нести за собой ряд негативных последствий. Поскольку именно гибкость тарифной политики (при наличии правильно выстроенных в компании стимулов) может быть залогом эффективности.

Например, если экспортная цена на тот или иной груз резко вырастет (или упадёт) то у «РЖД» должна быть возможность оперативно менять уровень своих тарифов соответственно рыночной конъюнктуре.

Но и в этом случае, отчаиваться не нужно. С января 2013 г. у ОАО «РЖД» есть такой инструмент, как возможность изменять инфраструктурную составляющую в рамках заданного ценового «коридора» (от – 12,8 % до + 13,4) самостоятельно, не спрашивая мнения регуляторов (лишь информируя их). Отсутствие индексации тарифов позволит «РЖД» научиться активнее использовать эти ценовые инструменты.

И, наконец ещё один важный момент. Дело в том, что данное замораживание может приводить к разным последствиям в зависимости от того, какова конъюнктура рынка. Например, в условиях падающего рынка (речь идёт о тарифах операторов, или о "вагонной составляющей", а не о инфраструктурной составляющей, разумеется) который мы наблюдали начиная с июня 2012 по июнь 2013 г. (ставки на полувагоны, составлявшие в мае 2012 г. 1500-1600 руб. за вагон в сутки, снизились к январю 2013 г. до 700-750 руб. в сут за вагон и вот уже три квартала колеблются в диапазоне от 600 до 850 руб за вагон в сутки; впрочем есть исключение – в сегменте перевозок строительных грузов и щебня в полувагонах в августе был скачок на 15-20%, связанный с ценовой политикой «ФГК», «ПГК» и нескольких крупных операторов, но это отдельная тема), такая «заморозка» ничего страшного не принесёт.

Но в условиях роста тарифов на рынке, такая заморозка тарифа может просто привести к тому, что доходы, которые потенциально могло получить «РЖД» просто получат другие участники рынка – грузоотправители (которые смогут снизить отпускную цену в которую включены транспортные расходы), повысив свою конкурентоспособность на величину заморозки; представители смежных видов транспорта, которые могут повысить свои ставки сборов и тарифов (например за перевалку в портах) на эту величину, операторы, повысив свои ставки на предоставление вагонов и т.д. Т.е., иначе говоря «излишек потребителя» будет распределяться между участниками перевозочного процесса в другой пропорции.

В этих условиях большую роль будет играть уровень конкуренции на рынке. Сегодня, в условиях интенсивной конкуренции среди операторов, очевидно рост операторских ставок будет медленнее (при прочих равных условиях), чем, например, в случае «единого СРО операторов с обязательным членством», которое может организовать в той или иной форме сговор об общем повышении цен. Таким образом, наличие конкуренции между операторами отчасти страхует грузоотправителей от резкого повышения цен на рынке. И здесь очень важным представляется обсуждение поправок в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта», в котором вновь возродилась и каким-то образом была включена норма о «едином СРО операторов с обязательным членством». Эта норма (если она не будет исключена) позволяет осуществить картелизацию рынка грузовых железнодорожных перевозок со стороны нескольких крупных операторов.

18.09.2013





[*] Железнодорожный тариф за грузовые перевозки состоит из двух составляющих – инфраструктурной (за пользование инфраструктурой и локомотивами РЖД), которая регулируется государством (ФСТ) и вагонной (за использование вагонов), которая дерегулирована и складывается исходя из ситуации на рынке (может зависеть от сезонности, от дефицита или профицита тех или иных видов подвижного состава и др. факторов)

Tags: Железнодорожные тарифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment