f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Комментарий к "Индексу качества" за июль 2013

Очередной комментарий к "Индексу качества" газеты "Гудок"

Комментарии к Отчёту

Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за июль 2013 г.

1.     Стоимость услуг.

Опросы зафиксировали снижение удовлетворённости ценами на перевозку с 58 баллов в июне до 54 баллов в июле.

И действительно, в июле наблюдался рост ставок крупных операторов на перевозки, главным образом, строительных грузов и щебня. Рост ставок операторов (операторской составляющей тарифа) составил, по разным дорогам и по различным данным (одна ссылка, другая), от 10 до 35 %.

Участники рынка заговорили о сговоре нескольких крупнейших операторов об увеличении ставок на этом сегменте рынка (щебень, инертные, строительные грузы). Есть сговор или нет – сказать пока трудно, для точного вывода нужен больший период наблюдений за рынком, чем один ценовой всплеск в одном месяце. Дело в том, что в июле-сентябре наблюдается сезонное увеличение перевозок как строительных грузов вообще, так и щебня, перевозимого для строительства автодорог в частности. Поэтому сейчас – самое удобное время для увеличения ставок. А вот насколько велик вклад конъюнктурных факторов, а насколько факт «сговора» нескольких крупнейших операторов - однозначно сказать покам трудно.

2.     Институт логконтролей

Проблема лог. контролей – по прежнему остаётся острейшей проблемой для грузоотправителей.

Участники опроса отмечают, что по отдельным предприятиям до 40% грузов вынуждены переключаться на автотранспорт только по причине лог. контролей. Один из опрашиваемых отмечает «Если по логконтролю нам половинят партию, остаток переключается на автовозы».

В тесной связи с этой проблемой находится проблема эксплуатационной работы. Один из опрошенных говорит «Фактически большая часть работы наших специалистов уходит на то, чтобы «двигать» поезда, искать наши вагоны в составе брошенных и хоть как-то попытаться поднять их».

Таким образом, все попытки «усиления плановости», предпринимаемые департаментов перевозок РЖД, начиная с попыток внедрения ЕСТП и заканчивая внезапными ограничениями погрузки без объявления этих ограничений в форме конвенционных запретов («адреса 75») только усиливают ощущение агонии. Эксплуатационная ситуация, судя по всему, всё больше и больше подтверждает тезис Мизеса о «планируемом хаосе» - чем больше управленческих решений принимает система, чем жёстче она хочет планировать, тем сильнее она «идёт в разнос». Грузоотправители – судя по опросам -это уже понимают. Один из опрошенных респондентов отметил, что «Любая рутинная операция превращается в сложный многоступенчатый подвиг с подключением решения проблем чуть ли не уровня вице-президента РЖД». Если система не работает в автоматическом режиме, если требуются обращения к первым лицам - это первый признак системных проблем. Такие обращения в железнодорожной отрасли были и раньше. Но такой остроты проблемы, как сегодня, в последние годы (2008-2011) всё-таки не было.

3.     Наличие вагонов

В целом, проблемы дефицита подвижного состава на рынке нет. По данным опроса, типичный комментарий: «Не испытываем никаких проблем».

Но при этом, необходимо понимать, что принятое «Ространснадзором» решение об отмене продления срока службы для 24,5 тыс. вагонов (которое должно вступить в силу с 1 октября 2013) приведёт к снижению показателя «удовлетворённость наличием вагонов» и вероятно, немного подстегнёт рост тарифных ставок.

Таким образом получится, что решения «Ространснадзора» и решения нескольких самых крупных операторов о повышении ставок действуют в одинаковом направлении: в сторону сокращения вагонного парка и роста тарифной нагрузки на грузоотправителя.

Tags: Индекс качества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments