f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Тарифные стимулы для строительства инфраструктуры

Во вчерашней "теме дня" на сайте "РЖД-Партнёра" мой небольшой комменарий под названием "Стимулирование строительства инфраструктуры тарифными методами – перспективная мера" по поводу обсуждаемой идеи тарифного стимулирования инвестиций в инфраструктуру.
По традиции - под катом полный текст комментария.

Гибкие тарифы для инвесторов, строящих участки железных дорог

Сама по себе идея стимулировать строительство инфраструктуры тарифными методами представляется мне разумной и правильной.

Более того – она представляется не только актуальной и своевременной, но и несколько запоздалой. Сегодня развитие железнодорожного транспорта упирается в неразвитость инфраструктуры. Все механизмы, вроде ЕСТП с месячным планированием порожнего и гружёного пробегов, объединения всех вагонов в один «пул» и тому подобные рудименты плановой экономики представляют собой способ отложить проблему, но не решить её.

Решение проблемы может заключаться в создании институтов, которые могут обеспечить развитие инфраструктуры.

Здесь необходимо отметить следующее: в принципе возможны два способа решения проблемы: государственные инвестиции и частные.

Точнее, эту развилку можно сформулировать иначе. За развитие железнодорожной инфраструктуры все равно придется платить. Вопрос - кому и как?

Есть разные точки зрения на этот вопрос.

Грузоотправители могут переложить часть своих издержек на те компании и предприятия, которые услугами железных дорог не пользуются. Как? Например, попросив государство профинансировать все расходы на строительство железнодорожной инфраструктуры из бюджета.

Возникают два вопроса. Первый – сугубо теоретический, а правильно ли, что за строительство инфраструктуры, которой пользуется только часть промышленности должны платить все?

Второй вопрос более приземлённый. Риски государственного финансирования (даже при предположении о полной добросовестности всех участников) связаны с тем, что государство – вообще говоря – не самый лучший инвестор. Как показывает опыт, оно вкладывает далеко не в те сферы, в которых нуждаются участники рынка, а в те, развитие которых по тем или иным причинам кажутся привлекательными государственным чиновникам. Как поступить? Стоит ли финансировать проекты, не зная, какая часть из них принесет пользу, а какая – будет пустой тратой ресурсов на строительство египетских пирамид?

Оба этих вопроса, ключевых при обсуждении подобных проблем, отчасти снимаются в случае, если инвестиции осуществляются хозяйствующими субъектами, экономически заинтересованными в развитии инфраструктуры.

Tags: Мои публикации, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments