f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Комментарий сайту "РЖД-Партнёр"

Мой сегодняшний комментарий для сайта журнала "РЖД-Партнер" в связи с новостью о том, что вагоностроители снижают объём производства и в связи с вопросом "Какие меры могут принять регуляторы?".

Профицит вагонов является залогом конкуренции и фактором, сдерживающим рост тарифов (название - редакционное)

Сам по себе переизбыток, как это не покажется парадоксальным, это не недостаток рынка. Напротив, это показатель постепенного приближения к нормальному рынку с профицитом предложения.
     
Профицит вагонов – это залог конкуренции и фактор, сдерживающий тарифы. И не случайно, благодаря профициту подвижного состава среднесуточная ставка использования вагона, которая составляла 1300-1600 рублей в 2011 и первой половине 2012 г., начиная с июля 2012 г и до мая 2013 г. стабильно снижалась, упав до 750 руб/ваг. в сутки и затем стабилизировалась с небольшими колебаниями на уровне 750-800 руб в сутки. Понятно, что с точки зрения операторов и собственников вагонов, подобное снижение несёт за собой много рисков. Но, вместе с тем, если рассматривать развитие транспортного рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то это - безусловно, позитивная динамика, т.к. благодаря ей снижается тарифная нагрузка на грузоотправителей и в целом – на экономику. Более того, все попытки создать искусственный дефицит на рынке предоставления грузовых вагонов, например с помощью запрета продления срока службы и иных регуляторных воздействий, будут иметь своим следствием рост цен, т.е. рост тарифной нагрузки на грузоотправителей.
     
В том, что заводы снижают производство грузовых вагонов – нет ничего удивительного. Насколько я помню, все прогнозы, которые давались год назад предполагали, что в 2013 г. произойдёт снижение производства вагонов. И, главным образом, это снижение должно коснуться полувагонов.

     
Никаких искусственных мер для «снижения профицита» регулирующим органам предпринимать не нужно.
     
Продавцы и покупатели вполне способны сами балансировать спрос и предложение.
     
У производителей вагонов сейчас две стратегии поведения, два пути развития. Первая стратегия – нормальная, рыночная – может состоять из двух элементов. Во-первых снизить цены на те вагоны, по которым этого снижения достаточно что бы поддержать внутренний спрос и во-вторых, переориентировать часть своей продукции на экспортные рынки. Наши соседи – вагоностроители Украины экспортируют львиную долю производимых в стране вагонов, причём не только в СНГ, но и в такие страны, как например Иран. Это пример нормальной рыночной стратегии.
     
Возможна и вторая стратегия, которая – как говорят экономические историки - реализуется обычно в недостаточно развитых и зачастую корумпированых странах с высокой долей государственного участия в экономике. Подобную стратегию можно назвать «апелляция к городовому», т. е. обращение за помощью к государству, что бы оно вмешалось в нормальные рыночные процессы и подстегнуло спрос с помощью каких-то искусственных мер.
     
Экономисты знают классический пример французского экономиста Фредерика Бастиа с разбитым стеклом, которое якобы усилив спрос на продукцию стекольной промышленности, принесёт пользу экономике в целом. Забавно, что вагоностроители используют тот же риторический приём, который на протяжении вот уже более 150 лет является классическим образцом софизма или интеллектуального мошенничества.
     
Пойдут ли вагоностроители по первому пути или бизнес-сообщество и регуляторы позволят им идти по второму пути – покажет время.

     Опубликованная (подсокращённая) версия комментария доступна на сайте "РЖД-Партнёра".

P.S. На сравнение аргументов вагоностроителей с аргументами персонашей Ф.Бастиа (и вообще на чтение Ф.Бастиа) меня навела и надоумила недавняя лекция Вадима Новикова
Tags: Мои публикации, Транспортный рынок, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments