f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Моя реплика в Гудке "Без вины виноватые"

В  сегодняшнем "Гудке" (16.07.2013) на странице мнений опубликовали мою реплику, написанную в ответ на статью об исследовании ПГУПС, в котором утверждалось, что  «По мнению учёных ПГУПСа, выходом из сложившейся ситуации может стать консолидация парка вагонов под управлением ОАО РЖД"».

Без вины виноватые
Привлечённый в подвижной состав капитал в первые годы реформ позволил уйти от проблемы дефицита

Фарид Хусаинов, к.э.н., доцент РОАТ МИИТ

      В «Гудке» за 17 июня 2013 года была опубликована заметка «Принципы перевозок», в которой рассказывалось о результатах исследования по поводу работы вагонного парка, проведённого в ПГУПСе. В этой связи хотелось бы высказать своё мнение по ряду аспектов.
     Прежде всего обращает на себя внимание утверждение, в котором содержится мягкая, но принципиальная, системная подмена понятий и процессов. Характеризуя обособление вагонного парка, автор заметки констатировал, что «все вагоны переданы в частные компании». Это совершенно неверно и порождает неадекватные представления о реформе.
     В 1999– 2001 годах на фоне начавшегося экономического роста существенной проблемой для промышленности стал острый дефицит железнодорожного подвижного состава. В эти годы МПС почти совсем не закупало грузовые вагоны ввиду нехватки средств. Достаточно сказать, что в 2001 году МПС было приобретено лишь 104 вагона. Казалось, что вот-вот – и просто нечем будет вывозить готовую продукцию. Единственным выходом в этой ситуации (и это было предусмотрено Программой структурной реформы) было создание условий для привлечения дополнительного капитала в эту сферу.
     И действительно, с начала 2000-х годов промышленные и транспортные компании начали все активнее инвестировать свои средства в приобретение подвижного состава. Так, в 2002 году только компании-операторы приобрели более 14,6 тыс. вагонов, что в 10 раз превышало закупки вагонов МПС. А вот результаты последующих лет. В 2003 году инвентарный парк насчитывал 620 тыс. вагонов, приватный (всех собственников) – 195 тыс. А в 2006 году эти цифры составляли соответственно уже 630 тыс. и 280 тыс.
     В результате дефицит вагонов постепенно стал преодолеваться, их общее количество выросло более чем на треть. Это позволило наращивать объём перевозок грузов вплоть до кризиса 2008 года, а образовавшийся после кризиса профицит вагонов вызвал к жизни и вовсе невиданное доселе на железнодорожном транспорте (но абсолютно стандартное с точки зрения рыночной экономики) явление – падение ставок вагонной составляющей тарифа на перевозку до величины даже ниже прейскурантной. При этом производство грузовых вагонов выросло с 4–10 тыс. единиц в год в начале 2000-х до до 60–70 тыс. единиц в 2011–2012 годах.
     В целом же именно привлечение дополнительных инвестиций привело к ликвидации дефицита и обновлению подвижного состава, а не некая «передача» вагонов в частные руки. Важнейшим условием для этого стала возможность работать по дерегулированной вагонной составляющей. Этот же фактор являлся главным побудительным мотивом и для выделения инвентарного парка в операторские компании ПГК и ВГК. Если бы не была дерегулирована вагонная составляющая для приватного парка, у нас до сих пор был бы дефицит вагонов.
     Попытка «назначить» виновными в сегодняшних проблемах операторов на первый взгляд кажется привлекательной идеей, но при объективном анализе она не имеет под собой оснований. В 1980-х годах в отрасли не было частников, но это не отменяло самой проблемы – того факта, что транспортный комплекс уже отставал в своём развитии от потребностей экономики. Это проявлялось не только в нехватке средств, но и в основных показателях качества транспортной услуги. Уровень просрочки в доставке грузов был в полтора раза выше, а скорость доставки грузов, равно как и участковая и технические скорости, – ниже, чем в годы реформ.

Читать оригинал на сайте "Гудка"

Страница "Гудка" в формате PDF
Tags: Мои публикации, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments