?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Гибкость рынка невозможна без разнообразия практик
f_husainov
На сайте журнала "РЖД-Партнёр" небольшое интервью со мной "по следам" выступления на Экспертном совете ФАС:
"Гибкость рынка невозможна без разнообразия практик"

Ниже, под катом, дублирую полный текст интервью.

Гибкость рынка невозможна без разнообразия практик



Одной из главных задач реформирования железнодорожного транспорта было создание коммерческой инфраструктуры рынка. Тем не менее, как свидетельствует практика последних лет, если в отношении коммерции мы продвинулись достаточно далеко, то с инфраструктурой ситуация не столь однозначна. Заместитель председателя НП «ОЖдПС» Фарид Хусаинов уверен, что для сбалансированного развития отрасли необходимо радикально изменить ситуацию.

– Фарид Иосифович, на прошедшем экспертном совете Федеральной антимонопольной службы были рассмотрены две альтернативные концепции коммерческой инфраструктуры рынка. Чем они разнятся?

– Ключевое отличие заключается в том, что в концепции, представленной на экспертном совете ФАС членом президиума НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (НП СОЖТ) Сергеем Тугариновым, речь идет только о небольшом аспекте, а именно – о вагонной бирже. В Программе создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок президента Национальной ассоциации транспортников (НААТ) Георгия Давыдова биржа, или, точнее, система организованных торгов, – это лишь часть более крупного проекта по формированию определенных рыночных институтов в отрасли. При этом, в отличие от концепции СОЖТ, программа коммерческой инфраструктуры рынка НААТ делает объектом торгов не только услугу по предоставлению подвижного состава, но и услуги перевозчиков (то есть услуги локомотивной тяги), а также инфраструктуры, как общего, так и необщего пользования (например, предоставления инфраструктуры для отстоя вагонов). И в этом смысле программа создания коммерческой инфраструктуры рынка носит более фундаментальный характер. Она делает объектом рыночного оборота более широкий круг услуг.

– Какая из концепций, на Ваш взгляд, предпочтительнее?

– НП «ОЖдПС» в целом поддерживает предложенную программу создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок (КИР). Более того, хотелось бы акцентировать внимание на одной из причин, которая делает подобную программу чрезвычайно полезной и актуальной.

Важнейшим фактором эффективности рынка является многообразие хозяйственных практик (бизнес-практик). Это позволяет ему лучше адаптироваться к интересам потребителей. Основной угрозой стабильности и эффективности рыночных институтов являются различные способы деформации рынка, например введение количественного ценза для собственников вагонов или попытка картелизации с помощью единой саморегулируемой организации и тому подобные способы. На наш взгляд, очень важно, что предложенная КИР отстаивает естественное развитие отрасли за счет максимально широкого круга участников рынка, привлекаемых в органы НП «Совет рынка железнодорожного транспорта» (НП «Совет РЖТ»). Защищает программа в том числе и от волюнтаристских решений, которые могут приниматься в угоду одному крупному игроку (или нескольким).

– На заседании совета много говорилось о создании НП «Совет РЖТ». Что это будет за структура? Бытуют полярные точки зрения. От того, что в новое партнерство станут загонять все причастные к железнодорожным перевозкам компании (вплоть до предприятий ППЖТ) и в итоге мы получим некое гиперминистерство путей сообщения. До того, что новый институт априори будет недееспособен и это очередной декоративный элемент в действующей к настоящему моменту системе. Какова Ваша точка зрения?

– Насколько я понял из программы, участие в НП «Совет РЖТ» добровольное и туда будут вступать те компании, для которых актуальным является участие в организованных торгах и формировании соответствующих рыночных институтов в отрасли. Увидев, что подобное участие позитивно сказывается на бизнесе, в него потянутся и другие участники.

– Какие проблемы создания КИР, по Вашему мнению, являются наиболее актуальными? Какими Вам видятся пути их решения?

– На наш взгляд, пока программа не вполне доработана. Она будет развиваться и уточняться по мере обсуждения технических деталей. Например, требует обсуждения порядок формирования палат Совета РЖТ. Возможно, стоит закрепить за каждой из групп участников по две палаты: интересы участников каждой однородной группы могут не совпадать и даже быть диаметрально противоположными, поэтому необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие более тонко учитывать позиции разных групп участников перевозок.

Беседовал Дмитрий Ханцевич




P.S. Интервью опубликовано в книге "Железные дороги и рынок" (2015)