f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Мой комментарий к апрельскому "Индексу качества" газеты "Гудок"

Аналитический отдел газеты "Гудок" регулярно выпускает "Исследование в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом", в котором суммируются данные опросов и интервью с различными грузоотправителями и приводятся результаты их анкетирования по некоторым показателям транспортного обслуживания (в баллах).
      Помимо этого, результаты опросов ежемесячно рассылаются группе экспертов, которые должны как-то прокомментировать очередной выпуск иследования.
Под катом - мой комментарий к апрельскому Отчёту.  

Комментарий к Отчёту

Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за апрель 2013 г.

В резюме исследования за апрель отмечается, что итоговые показатели «замерли». При этом, общая картина – относительно более спокойна, чем в предыдущие 6 месяцев: «цены стабильны» и «подвижной состав предлагается в необходимом количестве».

1. Цены

Можно согласиться с оценкой опрашиваемых участников рынка, что цены на предоставление подвижного состава, по-видимому достигли естественного «дна» и, в дальнейшем (в ближайшей перспективе) будут колебаться вокруг нынешнего уровня, если РЖД или регуляторы не начнут делать «резких движений», например пытаться организовать списание части парка под тем или иным предлогом (от вопросов безопасности и запрета продления сроков службы вагонов до стимулирования приобретения инновационного подвижного состава).

2. Система планирования

Здесь тоже найдено некоторое состояние равновесия. Призывы к повышению жёсткости планирования сочетаются с пониманием уже и в самом РЖД пагубных последствий подобных шагов. В итоге обе стороны – и железнодорожники и грузоотправители заключили неписанный «пакт о ненападении». Железнодорожники не требуют выполнения своих требований, более того, они отменили (под давлением ФАС) соответствующую телеграмму, но при этом, нигде чётко не артикулировали свой отказ. Как говорит один из опрашиваемых в Исследовании «Железнодорожники не очень-то хотят работать по графику, а мы и не настаиваем». Подобное равновесие не слишком устойчиво, т.к. в любую секунду может быть изменено в одностороннем порядке, но оно всё же лучше и «комфортнее» для грузоотправителей, чем состояние героической борьбы за показатели планирования.

3. Уход на автотранспорт

По данным исследования, «в апреле грузовладельцы вновь охотно комментировали уход на шоссе».

Данные проведённого опроса подтверждаются и статистикой, публикуемой Росстатом.

По итогам первого квартала, грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 5 %, а грузооборот автомобильного – вырос на 2,4 % относительно аналогичного периода прошлого года.

4. «Вменяемая среда»

Кроме того, в Исследовании сделан важный вывод: «Получается, что само по себе падение ставок привлекательность отправок грузов по железной дороге не повышает» и отмечается, что грузоотправители испытывают потребность во «вменяемой среде».

И это важный момент. Грузоотправители говорят, что «не до конца понимают позицию РЖД относительно планирования», что с одной стороны соответствующая телеграмма отменена, а с другой – «позиция перевозчика не поменялась».

Таким образом, важным фактором дальнейшей привлекательности железнодорожного транспорта является предсказуемость позиции компании по целому ряду спорных и болезненных для грузоотправителей вопросов. «Шараханья из стороны в сторону» - это не самая лучшая стратегия для выстраивания долгосрочных отношений на столь инерционном рынке, каким является рынок железнодорожных грузовых перевозок.

Вместе с тем, постепенное изменение позиции «РЖД» по ряду принципиальных вопросов под давлением «общественного» мнения грузоотправителей и экспертов можно оценить положительно. Это значит, что при определённом стечении обстоятельств (например, резкое снижение погрузки и уход груза на другие виды транспорта) есть вероятность перехода «РЖД» к более «вменяемой» и клиентоориентированной позиции. Подобные шаги навстречу грузоотправителям можно только приветствовать.

Подводя итог, необходимо отметить важную характеристику рынка.

Обратите внимание, что стабильность и удовлетворённость грузоотправителей («цены стабильны» и «подвижной состав предлагается в необходимом количестве») наблюдается по тем параметрам, которые являются зоной ответственности операторов.

А основное недовольство высказывается в адрес тех факторов, которые являются прерогативой перевозчика (система планирования, недостаток инфраструктуры и т.п.).

Этот факт позволяет нам ответить на два важных вопроса. Первый: «А что было бы, если бы операторов не было и везде было сплошное "РЖД"?»

И второй вопрос: «Стоит ли допустить конкуренцию в сфере локомотивной тяги или оставить всё в ведении "РЖД", как на том настаивает само "РЖД"»?

Текст комментарий в формате doc можно скачать по ссылке.

Tags: Гудок, Операторы, РЖД, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments