f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Исследование ВЦИОМ о ЖД

На прошлой неделе - в понедельник 20 мая -прошла презентация исследования ВЦИОМ, посвящённого железнодорожному транспорту.
     Презентация проходила в пресс-центре «Комсомольской правды». ВЦИОМ проводило экспертный опрос о ситуации в отрасли, для которого было выбрано 25 человек от разных транспортных институций по каким-то квотам - от РЖД, от научных учреждений, от общественных организаций, от крупных игроков рынка и т.д. Так как в числе опрашиваемых экспертов оказался и автор этих строк, то меня пригласили на презентацию итогового документа.
    Основными докладчиками были – директор ВЦИОМа Валерий Фёдоров, заместитель руководителя комитета по транспорту Государственной думы РФ Александр Старовойтов и Эльмар Позамантир, представлявший не только Институт системного анализа РАН, где он работает, но и РЖД, т.к., как он выразился «когда-то раньше там работал».
    Само резюме доклада В. Фёдорова можно скачать по ссылке.
  Было одно разночтение в печатной версии доклада сказано, что «по мнению абсолютного большинства экспертов, развитие института частных перевозчиков в секторе грузовых железнодорожных перевозок не целесообразно», а в устном выступлении он пару раз сказал, что наоборот – «целесообразно». Впрочем, возможно он сам не придавал особого значения какой-то там тяге.
    Кстати, одна из идей озвученных докладчиком заключалась в том, что необходимо иначе использовать средства, собираемые с владельцев автомобилей с помощью дорожного налога. Часть этих средств необходимо по его мнению перераспределить с финансирования строительства автодорог на строительство железных дорог.

Следом выступал депутат ГД А.С. Старовойтов, который, по-большей части говорил о финансировании пассажирских в том числе - пригородных перевозок.
     Подытоживая выступление он сказал, что ГД работает в тесном контакте с РЖД и «если что-то ещё нужно зарегулировать дополнительно – мы всегда с РЖД в контакте». Выступление депутата записывала на iPad его помощница (обворожительная девушка невероятной красоты, кстати).

Затем слово дали Эльмару Ильичу Позамантиру, доктору экон. наук из ИСА РАН.

Его основные тезисы:
    - В докладе постоянно звучит «дотирование» и «господдержка» железнодорожного транспорта. Звучит в таком тоне, как буд-то мы, железнодорожники что-то просим, а нам могут дать, а могут и не дать. Это неправильная постановка вопроса. Мы не просим дотаций. Мы говорим, что та добавленная стоимость, которая создаётся в народном хозяйстве, должна быть разделена между всеми участниками процесса на основе научно-выверенных рекомендаций. И часть её должа быть отдана «РЖД».
    - Тарифы должны устанавливаться государством, только в этом случае к тарифам будет доверие.
    - Частные локомотивы. Когда частные собственники покупали вагоны они не очень понимали, что с ними делать и как ими управлять. При этом, нам понятна точка зрения тех, кто ратует за собственные локомотивы. Действительно, сегодня топ-менеджмент РЖД не имеет заинтересованности в экономическом развитии отрасли. Поэтому если выбирать между частными локомотивами и их отсутствием, то я скажу: лучше частные, чем никакие. Но в целом – я против частных локомотивов; частные локомотивы могут быть только на изолированных участках сети.
    - И последний тезис – о приватизации. Я выступаю против приватизации даже 5 % РЖД, потому что стоит пробить в плотине маленькую щель, то дальше вода хлынет потоком и её не остановить. Впрочем, на отдельных линиях я допускаю возможность работы по схеме государственно-частного партнёрства.

Затем из зала попросил слово Президент национальной ассоциации транспортников, доктор экон. наук Г.Е. Давыдов.

Он сказал примерно следующее:
    - В этом исследовании оказались не затронуты два важнейших момента.
    Первое. Нельзя железнодорожную отрасль ассоциировать исключительно с РЖД. Сегодня отрасль - это множество участников рынка. В каких-то сегментах, например в сфере инфраструктуры или локомотивного хозяйства РЖД по доле активов является доминирующим участников, в других сферах - например, вагонной - РЖД давно уже не является доминирующим игроком.Помимо РЖД на рынке есть операторы, владельцы путей необщего пользования и т.п.
     Второе. На исследовании лежит тень традиционного взгляда на отрасль. Но отрасль сегодня живёт в условиях рынка. Но вся сфера оборота услуг в исследовании полностью отсутствует.
    Последнее. Какие я бы отметил рекомендации. Необходимо выработать государственную структурную политику в области железнодорожного транспорта. Никаких шараханий, никаких других вариантов, кроме как реализовывать Целевую модель сегодня уже нет. Первые перевозчики со своими локомотивами должны были появиться ещё 10 лет назад, но у нас до сих пор нет ни частных перевозчиков ни - практически - частной локомотивной тяги.

Tags: Научные мероприятия, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments