f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

"Железные дороги поворачивают в бюджет"

открыть материал ...
ОАО РЖД начинает борьбу за бюджет на 2012-2013 годы. Сегодня монополия объяснит правительству, что в 2012 году ей нужен рост тарифов на 23%, или 147 млрд руб. компенсации выпадающих доходов. При плановом росте на 7,4% ОАО РЖД ожидает убытка в 11,5 млрд руб., угрожая сокращением…



Полный текст статьи можно так же прочесть под катом

 

«Коммерсант»  01.12.2010

Железные дороги поворачивают в бюджет

Александр Панченко

 

ОАО РЖД снова просит денег у государства

ОАО РЖД начинает борьбу за бюджет на 2012-2013 годы. Сегодня монополия объяснит правительству, что в 2012 году ей нужен рост тарифов на 23%, или 147 млрд руб. компенсации выпадающих доходов. При плановом росте на 7,4% ОАО РЖД ожидает убытка в 11,5 млрд руб., угрожая сокращением ремонта путей и увольнением 42 тыс. человек. В 2013 году ситуация усугубится и дефицит доходов превысит 176 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД дополнительно просит 447 млрд руб. до 2015 года на инвестиции. В Минэкономики подчеркивают, что дискуссия только начинается, а расчеты ОАО РЖД могут быть ошибочными.

Сегодня пройдет заседание президиума правительства, в повестку которого внесен вопрос об утверждении финансового плана и инвестпрограммы ОАО РЖД на 2011-2013 годы. Об этом «Ъ» сообщили источники в правительстве и монополии. «Ъ» удалось ознакомиться с деталями плана. В 2011 году ОАО РЖД ожидает доходы в размере 1238 млрд руб. (1414,2 млрд руб. с учетом дочерних обществ) и прибыли в размере 2,7 млрд руб. (16,9 млрд руб.). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот -- на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд руб.

Однако в основном в документах обсуждается проблема бюджета и инвестпрограммы на 2012-2013 годы. И здесь монополия ставит государству довольно жесткий ультиматум. ОАО РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 годах уровень его тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия при этом получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012-2013 годах компенсации не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году -- на 8%).

В ОАО РЖД на базе утвержденной в августе методики ФСТ, аналогичной методике RAB-тарифов энергетиков рассчитали экономически обоснованный уровень тарифов. Монополия считает необходимым увеличить тарифы в 2012 году на 23%, а в 2013-м -- на 7,5%. В таком случае прибыль ОАО РЖД (с учетом дочерних обществ) составит 108,2 млрд и 133,6 млрд руб. соответственно. В случае сохранения нынешних темпов роста ОАО РЖД оценивает недополученные доходы в 146,8 млрд руб. для 2012 года и 176,4 млрд руб. для 2013 года.

При этом холдинг в целом получит убытки в размере 11,5 млрд и 13,7 млрд руб., а головная компания (из которой с 2011 года почти полностью выведены пассажирские перевозки и оперирование вагонами) -- 31,5 млрд и 35,8 млрд руб. ОАО РЖД предлагает правительству либо согласиться на резкий рост тарифов, либо компенсировать выпадающие доходы из бюджета.

В противном случае, утверждают в монополии, ей придется снижать расходы и инвестпрограмму с существенным ущербом для работы. В частности, только в 2012 году ОАО РЖД сократит ремонт путей на 3 тыс. км, уволит 42 тыс. (5%) сотрудников, снизит закупки локомотивов на 30%. Это «приведет к риску снижения безопасности» и усугубит инфраструктурные ограничения. По данным монополии, уже в 2009 году она не смогла перевезти 46,8 млн тонн грузов (4,2% от общего объема погрузки по сети железных дорог). В январе--октябре к погрузке не принято 69,3 млн тонн (6,5%), что обернулось потерей 50 млрд руб. доходов.

Но даже принятие экономически обоснованного уровня тарифов и сохранение плановой инвестпрограммы ОАО РЖД «не позволяет остановить старение основных фондов и обеспечить требуемое экономикой развитие железнодорожной инфраструктуры». Сама монополия выделяет в инвестпрограмме проекты «обновления» и «развития» и требует дополнительных денег на развитие от государства -- 447 млрд руб. до 2015 года.

Эти деньги должны быть направлены в уставный капитал ОАО РЖД или монополия к 2015 году не сможет вывозить порядка 100 млн тонн грузов в год. Основными узкими местами будут подходы к портам северо-запада и юга России, железнодорожные линии к Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу, выход из Кузнецкого бассейна, БАМ, Транссиб и порты Дальнего Востока, а также московский транспортный узел.

В документах подчеркивается, что государство вернет свои вложения через положительный эффект от развития железных дорог в других отраслях экономики за счет «налогов и сборов». По расчетам ОАО РЖД дополнительный приток денег в «бюджетную систему» составит к 2021 году более 500 млрд руб.

В ОАО РЖД и Минтрансе проект финансового плана и инвестпрограммы не комментируют. Источник «Ъ» в Минэкономики уточняет, что сегодня все-таки основным вопросом будет подведение итогов 2010 года и утверждение параметров бюджета 2011 года, а дискуссия вокруг 2012-2013 годов «только начнется». «Скорее всего, будут заслушаны предложения, предметно же к этому вопросу правительство вернется летом 2011 года»,-- полагает собеседник «Ъ». Однако он называет рост тарифов на 23% «нонсенсом», полагая, что причиной появления этой цифры стало несовершенство методики ФСТ. «Не исключено, что методику попросят доработать»,-- добавил чиновник.

Юлия Цеплянова из BNP Paribas соглашается, что вероятность роста тарифов в 2012 году на 23% «близка к нулю». «Значимость железных дорог слишком велика для экономики, поэтому, скорее всего, будет найден компромисс»,-- поясняет эксперт, полагая, что текущее предложение ОАО РЖД -- лишь переговорная позиция. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что грузоотправители могли бы «пережить» резкий рост тарифов, но тогда монополии надо готовиться к потере части грузов в пользу автотранспорта.

Если же государство сохранит низкие тарифы, но выплатит монополии компенсации и даст ей дополнительные инвестиции, это приведет к росту расходов бюджета в 2012 году на 259,7 млрд руб. (на 2,7%), в 2013 году -- на 235 млрд руб. (на 2,3%), при том что дефицит бюджета и так должен превысить 1,7 трлн руб. в год. Но Юлия Цеплянова полагает, что у ОАО РЖД есть хорошие шансы получить деньги на развитие инфраструктуры. «Конечно, этот вопрос быстро решен не будет, но в перспективе государство должно будет вкладывать деньги в развитие железных дорог»,-- считает эксперт, уточняя, что на эти цели могут пойти доходы от возможной продажи части акций ОАО РЖД после 2013 года.


Tags: РЖД
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments