f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

"Дискуссии о принципах построения железнодорожных тарифов в России второй половины XIX века".

     В номере 1 (за март)  журнала "Тарифы" за 2013 год опубликована моя статья "Дискуссии о принципах построения железнодорожных тарифов в России второй половины XIX века".
     Помимо спора о том нужно или не нужно (и если нужно - то как и кем) регулировать тарифы в статье вскользь упоминается ещё один интересный сюжет, о котором, наверное стоит написать впоследствии отдельно.
     Известно, что многие железнодорожные компании, которые были частными, впоследствии были выкуплены в казну. В литературе посвящённой этому вопросу написанной в советский период часто звучит недоумение: с одной стороны есть исследования конца XIX - начала XX века (чуть позже я здесь, в ЖЖ напишу подробнее и об этой дискуссии), показывающие большую экономическую эффективность частных компаний, с другой стороны есть частные компании, которые убыточны, но почему-то они не становятся банкротами, а получают поддержку из казны. Советские авторы на всякий случай делали простой вывод (правда, для такого вывода приходилось закрывать глаза на ряд эмпирических исследований): частная собственность в жд сфере в принципе не может быть эффективной.
     Но там всё было гораздо интереснее.
     "Причины, по которым убытки частных железных дорог покрывались казной были просты и традиционны для российского государства XIX века. Членами советов директоров акционерных обществ зачастую становились царские родственники и друзья, которых император «хорошо знает» и которые, будучи вхожи к Его величеству, периодически получали для патронируемых ими обществ выгодные подряды, льготные кредиты за бюджетный счет и уплату долгов за счет казны. В результате, ресурсы таких компаний тратились не на повышение эффективности работы, а на завоевание расположения чиновников, которые и покрывали убытки таких – формально частных, но фактически тесно сросшихся с государством компаний. Как принято говорить в современной экономической науке, в России XIX в были «плохие институты» . Поняв, что бороться с этим в одиночку он не в состоянии (поскольку Александр III, как и Николай II, лояльно относились к коррупции в своем окружении), Витте придет к выводу, что, раз уж все равно убытки плохо управляемых обществ покрываются казной, то проще просто выкупить эти дороги и сделать их государственными".

     
Tags: Железнодорожные тарифы, История железных дорог, Мои публикации, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments