?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Трудности перевода... статистических данных
f_husainov
     Некоторое время назад, в среде специалистов было некоторое недоумение: по стат. данным, публикуемым в разных научных журналах получалось, что грузооборот в РФ в 2018 году пока не достиг грузооборота РСФСР в 1988 г., а согласно выступлению президента РЖД (или уже на тот момент ген. директора?) О.Белозёрова - этот рекорд был побит. Причём, затруднение это усугублялось тем, что "новые" цифры за 1988 год, которые были (якобы?) превышены, так и не были опубликованы.
      Я сначала подумал, что слова про рекорд - просто очередная попытка пустить пыль в глаза, пользуясь тем, что широкая публика - министры, общественность и т.д. - не читает книг по статистике железнодорожного транспорта.
     Но, как оказалось, за этой нестыковкой кроется действительно интересная проблема обеспечения сопоставимости данных.
      В чём же дело?
     Применительно к грузообороту тут возникает вот какая проблема: границы дорог не всегда совпадали с границами РСФСР и часть погрузки и грузооборота, которая тогда, в годы СССР, попадала в погрузку дорог, например, Украинской ССР, сегодня попадает в погрузку и грузооборот РФ. Например, Белгородское отделение, которое обслуживало территорию РСФСР, но подчинялось и входило в состав Южной ж.д. с управлением в Харькове (Украинская ССР), а теперь является частью Юго-Восточной дороги РЖД (РФ). Оно было передано  из Южной железной дороги (Украина) в состав Юго-Восточной железной дороги (Россия) в марте 1992 года. То есть грузооборот этого отделения раньше попадал в грузооборот Украинской СССР, а теперь в грузооборот РФ.
     А в каких-то случаях, могло быть и наоборот.
     Из-за этого прямое суммирование грузооборотов тех дорог, которые входили в РСФСР не будет сопоставимым с сегодняшним грузооборотом по РФ.
     Строго говоря, та же проблема касается и погрузки. Суммирование по дорогам, впоследствии вошедшим в МПС РФ  будет не вполне точным. Единственный способ корректно её сопоставить, это взять погрузку по каждой станции в отдельности и просуммировать из данных СССР погрузку по тем станциям, которые сегодня входят в РФ (точнее - РЖД, т.к. были/есть станции, принадлежащие РЖД, но территориально находящиеся на территории других стран, например, Казахстана). Но это слишком трудоёмкий процесс.
     Поэтому для решения этой проблемы (применительно к грузообороту) иногда поступают проще: грузооборот дорог СССР делят по отдельным администрациям - железным дорогам стран бывшего СССР просто пропорционально протяжённости (эксплуатационной или развёрнутой длине - точно не знаю) сети железных дорог. То есть просто с помощью арифметической пропорции. Так вот, судя по имеющейся информации, соответствующий департамент РЖД, который готовил для О.Белозёрова данные к заседанию правления просто рассчитал пропорцию и сказал, что грузооборот будет условно такой-то и, так как эта цифра была немного выше, чем в каких-то публикациях, сделанных до этого, было решено отчитаться об "историческом рекорде".
     Справедливости ради отмечу, что так поступали и некоторые страны СНГ и, даже ряд решений, принимаемых на межгосударственном уровне, согласно действующим процедурам базируется на принципах подобной пропорциональности (например, разделение вагонных парков МПС СССР между странами СНГ), так что такой подход тоже имеет право на существование в некоторых случаях.
     Таким образом, мы должны всегда держать в уме эту оговорку: рекорд по сравнению с 1988 годом, если для 1988 года использовать не фактическую цифру, а результат арифметической пропорции.
     Для пиара - это, наверное, нормально. Для научного утверждения, как мне кажется,  - недостаточно.