f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Отчёт о конференции, посвящённой обсуждению ЕСТП

Отчёт о конференции

28 февраля 2013 г. под эгидой «Гильдии экспедиторов» прошла научно-практическая конференция «Эффективное управление вагонным парком в условиях множественности операторов на основе Единого сетевого технологического процесса железнодорожных перевозок».

Открыл конференцию, зачитав вступительное слове Президент Гильдии экспедиторов, д.т.н. С.М. Резер.

Первый выступающий – вице-президент «РЖД» А.А.Краснощёк сделал доклад на тему «Проблемные вопросы управления вагонным парком в условиях множественности операторов». Во время его выступления звучала плохо скрываемая критика реформы РЖД: «Приватизация вагонов свела на нет сдвоенные операции, коэффициент сдвоенных операций упал с 1,2 до 1,04… увеличилось время на переработку на станциях». Так же выступающий высоко оценил унификацию тарифа за порожний пробег и сказал «мы ждём второго этапа – унификации тарифов за порожний пробег специализированного подвижного состава».

«Производительность полувагона – сказал Краснощёк – снизилась с 2007 по 2012 г. на 32 %. Кто нам компенсирует эти потери? А ведь РЖД выплачивает штрафы за якобы просрочку вагонов».

Хотя просрочка реальная, почему он употребил слово «якобы»?

«Месячное планирование –продолжил докладчик – повысит качество нормирования работы». И почему-то добавил «месячное планирование признано самым лучшим способом планирования, в том числе мировыми экспертами и на мировом рынке».

Затем докладчик рассказал о новшествах в разработке плана формирования поездов: «Сегодня изменились принципы построения плана формирования поездов. Если раньше он формировался по родам подвижного состава, то сегодня мы начинаем его формировать по вагонопотокам отдельных операторов.»

«Наши расчёты показывают – продолжил докладчик, - что при уровне погрузки 3500-3600 тыс. тонн/сутки в управлении РЖД должно находиться25-30% всего вагонного парка, а при росте погрузки до 3700-3900 тыс. Тонн/сутки РЖД должно управлять не менее 45 % общего парка вагонов.»

«Каким путём нам двигаться?» – задал вопрос самому себе докладчик. И сам себе ответил: «Конечно, можно построить инфраструктуру, на ней будут отстаиваться лишние вагоны, но мы против этого, т.к. это неэффективно. Мы можем сказать: мы совсем ничего выше такого-то предела возить не будем, но и это неправильно. Нужно найти рациональный баланс между вариантами. И ЕСТП – как раз такой баланс».

Второй выступала советник руководителя ФСТ, д.т.н. А.Г. Кириллова, которая вкратце проинформировала участников о последствиях унификации тарифов за порожний пробег для универсального подвижного состава и об изменениях при тарификации перевозок в вагонах парка ВСП.

Так же она сообщила, что 13.12.2012 г. Правительство РФ поручило ФСТ совместно с Минтрансом сформировать межведомственную группу для определения модели, принципов и методов формирования железнодорожных тарифов на 5-летний период. С 2014 года железнодорожные тарифы будут устанавливаться не путём ежегодной индексации, а один раз на пятилетку.

Следом выступил вице-президент «РЖД» А.А. Мещеряков.

Он заявил, что требуется скорейшая разработка нормативной базы, регулирующей работу операторов. При этом в нормативных актах, по его мнению, необходимо реализовать следующие принципы (перечислим только самые одиозные): публичность услуг оператора, обязательное членство операторов в единой (и единственной) СРО, обязанность со стороны оператора предоставлять свои вагоны по требованию перевозчика а так же обязать операторов иметь «мобилизационный резерв» подвижного состава.

Кроме того, несколько тезисов касались того, что «нужно обязать грузоотправителей минимизировать время простоя под погрузкой. Затем докладчик предложил за задержку вагона в пути следования (например, в брошенных поездах), а так же за задержку под таможенными операциями взимать плату за простой с оператора (или грузоотправителя).

Законопроект такой уже подготовлен – сказал Мещеряков – и «обсуждается у Дворковича».

Так же он предложил, что в связи с тем, что большое количество вагонов приезжает с просрочкой, внести изменения в правила исчисления сроков доставки, что бы можно было их изменять «исходя из ситуации».

Выступил заместитель генерального директора «ФГК» И.А. Асатуров, который несколько охладил анти-операторский пыл выступавших от "РЖД" и напомнил собравшимся, что благодаря появлению института операторов подвижного состава в приобретение вагонов было инвестировано за 10 лет 800 млрд. руб, что средний возраст вагона снизился с 19,5 лет в 2003 г. до до 15,7 лет в 2012 г.

Благодаря операторам ликвидирован дефицит подвижного состава и благодаря конкуренции снижаются тарифы. «Сегодня 80% грузов перевозится по тарифам ниже Прейскуранта 10-01»- сказал докладчик.

Все перечисленные положительные явления – результат конкуренции.

В выступлении заместителя генерального директора «ПГК» А.В. Донькина прозвучала резкая критика ЕСТП.

Он сформулировал позицию компании: «мы не согласны с месячным планированием». Затем он отметил, что согласно ЕСТП «отсутствует ответственность перевозчика перед операторами» а, кроме того «на операторов возлагается ответственность за процессы, на которые они не могут влиять".

Закончил А.В.Донькин своё выступление словами: "Мы полагаем, что ЕСТП требует доработки, т.к. он имеет узко-корпоративную направленность, в интересах компании РЖД, а не в интересах развития отрасли в целом."

Железнодорожник с 50-летним стажем, канд. техн. наук Виктор Васильевич Евпаков, который представлял не только "Союз транспортников России", но и "Союз грузовладельцев" начал своё выступление дипломатично, с выражения благодарности компании "РЖД", за то, что она инициировала обсуждение этого документа и инициирует корректировку нормативной базы, касающейся различных вопросов железнодорожной отрасли. Затем он сказал, что "тем не менее, ряд моментов в ЕСТП требуют доработки". И начал перечислять негативные моменты. Он отметил, что попытка принудить операторов к предоставлению своих вагонов перевозчику нарушают фундаментальные права собственности, затем он выразил негативное отношение к придания правоотношениям с оператором статуса публичного договора. И, наконец, с жёсткой критикой обрушился на идею единого СРО операторов.

Отвечая кому-то из выступавших ранее по поводу т.н. "избытка вагонного парка", он заметил, что жаловаться на избыток - это заблуждение, избыток - это хорошо. "Груз не должен ждать вагон. Наоборот вагон должен ждать груз - заметил он - И если мы уберём лишний парк, как предлагают некоторые, то цены (тарифы) возрастут".

Выступил представитель ФАС Е.В. Реутов, который проинформировал участников о прошедшем 5 декабря 2012 г. заседании экспертного совета ФАС и напомнил, что в постановляющей части протокола заседания экспертного совета было рекомендовано отказаться от месячного планирования, а относительно остальных положений ЕСТП, касающихся грузоотправителей и операторов позиция ФАС заключается в том, что она "не рекомендует внедрять их в рамках принудительных процедур".

Затем выступил д.т.н., профессор Виктор Александрович Шаров, в прошлом - известный учёный, ныне - сотрудник "РЖД". Он сопроводил свой доклад анимацией, с помощью которой показывал, что во всех бедах виноват рост вагонного парка и увеличение числа операторов.

Самым эпатажным было выступление д.э.н. Натальи Петровны Терёшиной, заведующей кафедрой экономики МГУПС (МИИТ).

Она полностью поддержала и ЕСТП и возврат к "советскому" месячному планированию. Более того, она сказала, что "к сожалению", операторов как класс ликвидировать уже нельзя, но нужно создать такие экономические условия, чтоб в итоге остался только один оператор и, разумеется, - государственный. "Операторы думают только о прибыли, о том, как бы заработать доход, а не о стране" - сказала она.
      В этот момент я подумал, что МГУПСУ-МИИТу нужно закупить в свою библиотеку "Атланта" Айн Рэнд. :-)

Затем Н.П. Терёшина упрекала операторов в том, что они "сегодня хотят ехать в одну сторону, завтра - в другую, а мы - что должны под них подстраиваться? Это неправильно! Они должны научиться заранее планировать на весь месяц." Затем профессор Терёшина решила эмоционально разнообразить свои примеры и сказала: "А если оператор захочет завтра цветы любовнице отдельным вагоном отправить, мы что обязаны предоставить ему вагон?"

Кто-то из зала крикнул "С такой позицией, как Ваша с железной дороги уйдут все клиенты!"

"Пусть уходят - находчиво ответила заведующая кафедрой экономики главного железнодорожного вуза страны - Те, кто уйдёт от нас нам не сильно нужны. Железнодорожный транспорт должен перевозить массовые грузы, которые можно заранее планировать".

В зале неодобрительно зашушукали, кто-то сказал "Не зря ЕСТП уже прозвали - Если Снизить на Треть Перевозки".

Затем, С.М. Резер предложил высказаться желающим из зала.

Слово попросил представитель консорциума "Русская сталь", к.э.н. Алексей Тюфаев, который критично оценил ЕСТП, и заявил, что "мы категорически против календарного месячного планирования", а кроме того, отметил проблемы неразвивающейся инфраструктуры. Он отметил, что "РЖД" пытается переложить на грузоотправителей все издержки того, что само "РЖД" инфраструктуру не развивает и другим не даёт такой возможности.

В ответ с жёсткой критикой позиции А.Тюфаева выступил начальник отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) В.Б. Савчук.

Последним в этой части конференции было моё выступление, я разумеется негативно оцениваю многие тезисы ЕСТП.

Кому интересно - вот несколько ссылок, где, в основном изложена моя точка зрения: статья в "РСП-Эксперте", доклад и презентация на круглом столе  20 ноября,  и немножко здесь.

Таким образом, обсуждение было бурным и по итогам конференции стало понятно, что большая часть участников транспортного рынка - грузоотправителей, грузовладельцев, операторов выступает против как самого месячного планирования, так и многих других принципов лежащих в основе ЕСТП.

P.S. Текст моего выступления, немного переделанного в статью - по ссылке.

Tags: Научные мероприятия, Организация перевозок, РЖД, Управление вагонными парками
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment