f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Вагоны остаются без работы?

Вагоны остаются без работы?

Статья Дм. Ханцевича на сайте «РЖД-Партнера» от 15.01.2013 г.

Перспективы увеличения объемов перевозки на сети ОАО «РЖД» выглядят пессимистично. Прогноз компании на январь 2013 года, составленный на основе поданных заявок, ниже прошлогоднего уровня на 7%. С учетом того, что в декабре 2012-го объем транспортировки оказался на 3,7% ниже, чем за аналогичный период 2011 года, некоторые аналитики говорят о формировании нового отрицательного тренда. Впрочем, как показывает анализ, все далеко не столь однозначно.

Для начала следует отметить, что отрицательные показатели прогнозируемых объемов отгрузки в январе во многом закономерны и объясняются эффектом высокой базы. В январе 2012 года погрузка по многим ключевым номенклатурам была просто рекордной. В частности, цемент (+20,9% к аналогичному периоду прошлого года), зерно (+72,2%) и строительные грузы (+27,7%) достигли пиковых для сезона показателей, и закономерно, что даже сохранение прошлогодних объемов было бы большой удачей.

Во многом декабрьские отгрузки характеризуются схожим образом. Декабрь 2011 года был очень урожайным для многих генеральных грузов: каменный уголь (+10,6% к декабрю 2010 г.), цемент (+3,1%), зерно (+31,1%), строительные грузы (+21,5%). При этом следует напомнить, что в том году железнодорожный транспорт столкнулся с серьезнейшими проблемами организации перевозок и по существу до середины осени сеть просто стояла. Неудивительно, что в период с октября по декабрь позапрошлогодняя статистика отгрузки демонстрировала просто фантастическую положительную динамику.

«Можно сказать, что только в декабре 2011-го мы отгрузили продукции больше, чем за весь третий квартал, – отмечает начальник отдела внешних отгрузок ОАО «Ураласбест» Олег Мишанихин. – Это позволило в итоге обеспечить приемлемый уровень продаж и отчасти разгрузить складские запасы, копившиеся в течение года». Минувший год не был отмечен столь драматичными событиями, и, соответственно, декабрь-2012 серьезно уступил декабрю-2011. В целом же, как известно, в прошлом году объем транспортировки по сети увеличился на 2,4%.

Тем не менее сложности, и достаточно серьезные, отмечаются всеми участниками рынка. Состояние мировой экономики нестабильно, и это негативно сказывается на ситуации в сфере перевозок. При этом о глобальном тренде на снижение потребления сырья (перевозки которого дают основную работу железнодорожникам), как это было в 2008–2009 гг., говорить пока рано. Скорее, имеет место усиление кратковременных колебаний спроса. В целом это означает ужесточение конкуренции как между поставщиками продукции, так и между видами транспорта.

«Условия на рынке все чаще диктует грузополучатель, – уверен начальник департамента логистики ОАО «Национальная нерудная компания» Алексей Лабырин. – Параметры поставок формируются все более жестко, и, если производитель не может обеспечить их выполнения, риски того, что клиент найдет другого, возрастают». Соответственно, все большее значение приобретает даже не стоимость перевозки, а возможность ее оперативной организации и гарантия доставки к указанной дате. К сожалению, данные показатели нельзя отнести к конкурентным преимуществам стальных магистралей. Если при отгрузке больших объемов на дальние расстояния первенство железных дорог никто не оспаривает, то в других сегментах ситуация выглядит не столь однозначно.

Более того, вопросы организации доставки имеют порой ключевое значение при организации производства. «В прошлом году мы отказались от участия в нескольких тендерах, – сетует коммерческий директор машиностроительного предприятия. – Заказчик требовал четкого соблюдения графика, и опасность невыполнения контрактных обязательств была слишком велика. Как правило, в таких случаях мы пользуемся услугами автоперевозчиков, но, к сожалению, здесь и они нам помочь не смогли».

Напомним, что все предыдущие годы (за исключением кризисного 2008 г.) темпы роста грузооборота железнодорожного транспорта превышали аналогичный показатель на автомобильном транспорте. В 2010–2011 гг. тенденция изменилась: темпы прироста грузооборота на автомобильном транспорте превысили темпы прироста на железной дороге. По мнению независимого эксперта Фарида Хусаинова, такой рост связан с несколькими факторами. «Во-первых, если раньше традиционно зоной конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом были перевозки на расстояния, не превышающие 500 км, то в последние три-четыре года растет доля автоперевозок и на более дальние маршруты, – отмечает он. – Во-вторых, если мы обратимся не только к показателю грузооборота, но и к объемам погрузки, то здесь тоже необходимо отметить одно важное изменение многолетней тенденции. Темп прироста объема перевозок автотранспортом в 2011 году (+8,1%) превысил аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (+3,0%)». Аналогичная тенденция продолжилась и в 2012-м. По данным Росстата, за 9 месяцев 2012 года грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 5,3% относительно аналогичного периода 2011-го, а грузооборот автомобильного – на 8,1%. Это означает, что автомобильный транспорт не только увеличивает дальность своих перевозок, но и отнимает физические тонны груза от прироста, который могли бы освоить железнодорожники.

При этом, по словам Ф. Хусаинова, опросы грузоотправителей на протяжении последних лет неизменно показывают, что важнейшей причиной оттока грузов является не столько уровень тарифов, сколько уровень сервиса: возможность оперативно менять объемы и направления перевозок, простота взаимодействия грузоотправителя с железной дорогой и т. п.

Очевидно, что в немалой степени уровень загруженности железных дорог будет зависеть от клиентоориентированности данного вида транспорта и способности адекватно реагировать на внешние вызовы.


Оригинал
Tags: Транспортный рынок, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments