f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Сегодня - день рождения А.В. Крейнина

Сегодня - 23 октября исполнилось 94 года Абраму Владимировичу Крейнину - классику тарифного дела на железнодорожном транспорте (я как-то писал о нём, здесь в ЖЖ).
Дата, хоть и не круглая, но заслуживающая внимания. Я написал для "Гудка" небольшой очерк о Крейнине, сегодня он не вышел по техническим причинам ("Рубрика про людей у нас в четверг" - сказала мне редактор соответстующего раздела). Т.к. очерк выйдет сокращённый и сильно отредактированным, выложу-ка я его текст здесь, у себя в блоге.

Крейнин -для блога
Фото сделаны 18.08.2012 г.

Классик тарифного дела
Наверное, в любой науке есть просто учёные – те, кто внёс какой-то вклад в свою специальность, а есть те редкие люди, работы которых полностью определили на каком-то этапе всё развитие целого научного направления.
   
В экономике железнодорожного транспорта было много учёных, но в сфере железнодорожных тарифов есть одна эпохальная фигура – «живой классик», человек, определявший лицо тарифной системы на протяжении почти полувека – с конца 1940 годов до начала 1990-х годов.
   


Это – Абрам Владимирович Крейнин – доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, автор почти всех главных работ по тарифной проблематике последних 50 лет и воспитатель учеников, которые и поныне формируют систему железнодорожных тарифов в России.
   
Родился А.В.Крейнин 23 октябре 1918 года в г. Ставрополе в семье часовщика. В марте 1932 г. переехал в Москву. После окончания школы, в 1936 г. собирался учиться на теплоэнергетика, но получил двойку по математике и стал срочно искать другой ВУЗ. Оказалось, что на экономическом факультете МИИТа – недобор. Так будущий классик, почти случайно выбрал свою науку.
   
Диплом он писал на тему «Анализ расходов паровозной службы по дорогам сети», причём не просто по данным, предоставленным депо, а поработав инженером-экономистом в планово-производственном бюро паровозного отделения в г. Тернополе.
   
Защита дипломного проекта состоялась 17 июня 1941 г., а уже 22 июня началась война. Абрам Владимирович говорит, что до сих пор хорошо помнит, как они слушали в МИИТе речь Молотова. Он был направлен в Военно-транспортную академию и в декабре 1941 г. с присвоением звания лейтенанта, направлен на фронт в составе 105 Отдельного Дорожно-эксплуатационного батальона. Абрам Владимирович прошёл всю войну с декабря 1941 по 1945 гг, награждён боевыми наградами.
   
После демобилизации Абрам Владимирович пришёл работать в центральное Грузовое управление МПС.
   
- Но мне не понравилась эта работа. Скучно: докладываешь сколько погрузка, сколько выгрузка, меня тянуло к аналитической работе. Меня заметил Семён Фёдорович Кучурин (автор известной специалистам книги "Тарифы железных дорог СССР" 1957 г., с некоторыми идеями которой, я впоследствии спорил), и предложил мне «Так как Вы склонны к исследовательской работе, мы хотим Вас пригласить в тарифно-экономический отдел, т.к. там нет никого с образованием, одни «практики».
   
Так Крейнин связал свою судьбу с железнодорожными тарифами.
   
При его активнейшем участии проходят послевоенные тарифные реформы 1949, 1950, 1952 и 1955 гг. Однажды ему пришлось присутствовать на совещании по тарифам, которое в качестве председателя вёл Молотов, но на котором присутствовал Сталин.
   
- Все сидели за столом, а Сталин бесшумно передвигался за спинами сидящих по мягким кремлёвским коврам и время от времени комментировал пункты повестки дня.
   
Работая в МПС, Крейнин, стал проявлять интерес к научной работе. В 1956 г., в сентябрьском номере журнала "Железнодорожный транспорт" выходит его первая научная статья "Пути улучшения системы грузовых тарифов", в 1957 г. его работу публикует "главный" научный экономический журнал страны - "Вопросы экономики".
   
Об авторитете Крейнина в транспортной науке уже в это время свидетельствует тот факт, что когда академик Тигран Сергеевич Хачатуров готовил к изданию свою книгу "Экономика транспорта" (вышла в 1959 г.), он позвонил Крейнину, передал ему черновик главы про тарифы и попросил: "Абрам Владимирович, прошу Вас прочесть этот материал и раскритиковать тут всё, что только можно раскритиковать". Хачатуров понимал, что квалифицированная и безжалостная критика - самый лучший способ написать качественный материал.
   
Научная деятельность у А.В. Крейнина тесно смыкается с просветительской: в 1969 г. в издательстве "Знание" выходит его брошюра "Цены и ценообразование на транспорте", кроме того, он читает лекции студентам ВЗИИТа (ныне - РОАТ МИИТ), ездит по стране с лекциями перед работниками грузового хозяйства. Узнав, что сам я из Ершова и работал в Саратове, Абрам Владимирович рассказывает мне, что он читал лекции перед товарными кассирами в Ершове, затем рассказывает о выступлениях с лекциями в Саратове, называя по памяти адрес управления дороги:
   
-Кажется, улица Ленина, 8?
   
-Теперь она - Московская,8.
   
В эти же годы он начинает работать над кандидатской диссертацией.
   
- Кандидатскую диссертацию я писал под руководством Евгения Давыдовича Ханукова, автора легендарной книги «Транспорт и размещение производства». Защитился я в 1963 г. тема диссертации была – «Проблемы ценообразования на железнодорожные перевозки в социалистическом хозяйстве».
     П
осле защиты кандидатской А.В. Крейнин принял решение сосредоточиться на научной работе и перейти из МПС во ВНИИЖТ.
   
- После защиты мне в МПС предложили «персональный оклад», но я отказался, т.к. было неудобно получать зарплату, больше, чем у начальника отдела, в котором я работал, ну и, кроме того, меня тянуло к научной работе. В итоге, мне предложили во ВНИИЖТе зарплату 2500 руб., что было выше, чем у начальника отдела в МПС (2200 руб.) и я согласился и в декабре 1963 г. стал старшим научным сотрудником ВНИИЖТа.
   
Через два года он организовал и возглавил сектор ценообразования и тарифов в отделении экономики, который существует до сих пор. Задача сектора заключалась в переходе от громоздкой, противоречивой, «лоскутной» системы тарифов, к стройной системе, базирующейся на единых принципах и единой логике построения.
   
Привычная всем сегодня идея двухставочного тарифа была предложена именно А.В. Крейниным. Тариф стал складываться из двух элементов - движенческой составляющей, зависящей от расстояния перевозки и ставки за начально-конечные операции. Реализация этой тарифной реформы проходила в два этапа – в 1967 г. и 1974 г.
   
Кстати, практически все отечественные специалисты по тарифам, вышли из этого сектора, например, "отец" действующего с 2003 г. Прейскуранта № 10-01 д.э.н. Леонид Мазо и  заместитель руководителя ФСТ России Тамара Стебунова.
   
В 1978 г. выходит монография А.В. Крейнина "Транспортные тарифы в СССР", которая до сих пор считается одной из самых серьёзных и глубоких работ из всего написанного по этой теме в Советском Союзе.
   
Впрочем, в книге есть большой пробел - там очень мало сказано о дореволюционных железнодорожных тарифах.
   
- Когда я начал работать над монографией, меня очень интересовало устройство дореволюционных тарифов, но в те годы была установка, что ничего хорошего и прогрессивного от царского правительства не могло исходить в принципе, поэтому мне было сказано чётко: никакого упоминания дореволюционного опыта в положительном ключе.

ФотоКрейнинАВ-1
  Кстати, некоторые идеи той книги, Абрам Владимирович впоследствии признал ошибочными. Это тоже черта настоящего учёного - не держаться привычных догм, стараться критически и профессионально анализировать написаннгое ранее. Например, рассуждая о «принципе платёжеспособности» («ad valorem») в своей книге 1978 г. он пишет: «Буржуазные экономисты, а также некоторые экономисты уже в советский период пытались в оправдание теории платёжеспособных тарифов приводить в доказательство высказывания К.Маркса» и дальше, в полном соответствии с традициями того времени, необходимо было на одну цитату Маркса, приводимую оппонентом найти другую цитату – противоположную. Цитата, разумеется, находится и Крейнин пишет «К.Маркс, говоря о железнодорожных тарифах высмеял пресловутый принцип платёжеспособности и рассматривал его как повод для вымогательства». Справедливости ради, отметим, что в данном случае Маркс действительно был противником принципа «ad valorem», но дело не в этом. Важно, что без ссылки на Маркса трудно было отстаивать свои идеи на уровне теории. На прикладном уровне – было попроще.
   
Кстати, процесс переоценки марксизма, так же, как и у многих экономистов того времени начался у Абрама Владимировича с книги Пола Самуэльсона, изданной в 1964 г. с грифом «Для научных библиотек».
   
Итогом многолетних исследований стала докторская диссертация – «Экономические проблемы формирования транспортных тарифов в СССР», защищённая в 1984 г. (в возрасте 66 лет) в НИИ Ценообразования Госкомцена СССР. Один из отзывов на диссертацию дал Нобелевский лауреат Леонид Витальевич Канторович, которых хорошо знал Крейнина. Нобелевский лауреат не только консультировался у Крейнина по вопросам тарифов, но даже некоторое время вёл с ним совместную работу в научных советах АН СССР и во ВНИИЖТ, где Канторович трудился в последние годы жизни.
   
Но и защитив докторскую Крейнин не стал почивать на лаврах, активно участвуя в тарифной реформе 1989 г.
   
После ухода на пенсию, Крейнин не отошёл от научной работы, тем более, что наступили новые, интересные - рыночные времена.
   
По заказу Национальной ассоциации транспортников и Георгия Давыдова, Крейнин изучает материалы дореволюционных тарифных съездов и в 1998 г. готовит аналитическую записку для вице-премьера Бориса Немцова о необходимости возрождения института общих тарифных съездов, на которых представители железных дорог, грузоотправители, представители органов власти обсуждали бы тарифную политику. Он активно публикуется в прессе, в журнале «Бюллетень транспортной информации» выходит цикл его статей по истории регулирования железнодорожных грузовых тарифов и по проблемам совершенствования пассажирских тарифов.
   
В 2004 г. выходит его новая монография «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России», которая с небольшими дополнениями вышла вторым изданием в 2010 г. В этой монографии 2004 г., Крейнин «расквитался» с цензурными ограничениями своей книги 1978 г., написав и о дореволюционных тарифах и о том, что вместо идеологических догм руководствуется исключительно профессиональным анализом.
   
23 октября Абраму Владимировичу исполняется 94 года. Он не похож на уставшего от жизни человека: живо интересуется всем, что происходит на железнодорожном транспорте и в экономической науке; у него проблемы со зрением, но близкие читают ему свежие статьи в научных журналах, он комментирует их, активно общается со своими учениками.
   
Быть «классиком» - его совсем не утомляет.

Фарид Хусаинов, к.э.н.

Фото книги Крейнина

P.S. Информация для журналистов, щепетильных по отношению к авторскому праву: автор разрешает использовать любые фотографии этого поста (желательно с сылкой на первоисточник).

Tags: Железнодорожные тарифы, Крейнин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments