f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

140 лет железной дороге в Волгограде (Царицыне)

Царицын – часть железнодорожной сети России

Наталья Логутенкова
«Городские вести» (Волгоград) 12.07.2011
     П
рогресс в современном мире не стоит на месте. Но, в то же время, есть вещи, которые по свей сути пока не возможно заменить. К таким и относится железная дорога. Зародившись во второй половине XIX века в условиях развития капиталистических отношений в России, железная дорога и сейчас остается важным объектом, который является гарантом экономического благополучия Волгоградского области, а для пассажиров - быстрым, комфортным и безопасным способом передвижения на длительные расстояния. 
     Поэтому 140 лет со дня открытия железнодорожного сообщения в нашем регионе – дата знаменательная и заслуживающего пристального внимания, чтобы вспомнить, как все начиналось.
     Поначалу Царицын, расположенный на юго-восточной окраине государства, не представляет интереса для предпринимателей в сфере железнодорожного строительства. И как ни парадоксально, но инициаторами прокладки железной дороги до Царицына выступает борисоглебское земство, его поддерживают и органы местного самоуправления тех населенных пунктов, через которые должна была пройти магистраль.
     20 июня 1869 года земству Борисоглебского уезда Тамбовской губернии была высочайше утверждена концессия на строительство железной дороги от Борисоглебска до Царицына. Причем в Министерстве путей сообщения некоторое время шли споры относительно направления развития железных дорог России на юго-восток. Дело в том, что поступили сразу два ходатайства: одно в направлении на Саратов, другое – на Царицын. В министерстве обсуждался вопрос о принципиальной необходимости сразу двух железнодорожных выходов к Нижней Волге. В итоге оба варианта получили одобрение и были утверждены императором. 
   



 Для осуществления железнодорожного подхода к Царицыну была образована Грязе-Царицынская железная дорога, составленная из Грязе-Борисоглебской и Борисоглебско-Царицынской железных дорог. Как и большинство дорог того времени, железная дорога Борисоглебск – Царицын строилась «ускоренными» темпами, которые позволяли акционерам железнодорожных концессий оставлять в своих карманах колоссальные суммы уже на этапе строительства дороги. Как бы там ни было, а уже через год после начала работ, в декабре 1870 года, был открыт для движения участок Борисоглебск – Филоново протяженностью 104 версты и 40 сажен. А еще через полгода, в июле 1871 года, в Царицын прибыл первый пассажирский поезд. 

Таким образом, Царицын получил железнодорожный выход на север на Москву и был присоединен к сети Российских железных дорог. В декабре того же 1871 года началось движение по участку Алексиково – Урюпино. 17 декабря 1871 года была открыта для правильного движения Грязе-Царицынская железная дорога, составившаяся из I отделения – от Грязей до Борисоглебска и II отделения – от Борисоглебска до Царицына.

С момента появления в Царицыне первой железной дороги начинается принципиально новый этап в его истории. Железная дорога стала катализатором промышленного, торгового и культурного развития Царицына. Именно железнодорожная линия связала Нижнее Поволжье с Центрально-черноземным и Западным районами, Прибалтикой. Отныне из Царицына в прибалтийские порты и за границу по железной дороге шли составы с хлебом, нефтепродуктами, рыбой.

В настоящее время железнодорожная ветка Волгоград – Поворино (направление Грязи – Царицын) играет важную роль в эффективной работе Волгоградского региона Приволжской магистрали. В данном направлении открыты как грузовое, так и пассажирское движения. Основными крупными станциями являются Арчеда, Филоново и Себряково.

В данном направлении курсируют поезда сообщением Волгоград – Москва, Волгоград – Санкт-Петербург, Волгоград – Брест, Новороссийск – Ижевск, Санкт-Петербург – Баку, а также поезд пригородного сообщения Волгоград – Арчеда.

На станциях направления Волгоград – Поворино осуществляется погрузка зерна, цемента, черных металлов. Самая крупная по погрузке – станция Себряково. Здесь в среднем в сутки погрузка составляет 120 вагонов, выгрузка – около 40 вагонов.

Надо отметить, что благодаря строительству новых предприятий на крупных станциях, таких, как кукурузокалибровочный завод на станции Филоново, новый хлебоприемный пункт на станции Ярыженская, участок Волгоград – Поворино из числа  малоинтенсивных  перешел в категорию прибыльных. Так что, несмотря на 140-летнюю историю, Грязе-Царицынская железная дорога продолжает и в наш век высоких технологий оставаться важной транспортной артерией Волгоградского региона.



Tags: История железных дорог, Приволжская ж.д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments