f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Интерфакс: ЖД операторы хотят жаловаться в ФАС на РЖД

«Интерфакс» 13.06.2012

Служба финансово-экономической информации

Ж/д операторы хотят пожаловаться в ФАС на РЖД, отклоняющие заявки на перевозки 

     ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с начала июня регулярно отклоняет заявки на перевозки грузов в вагонах крупных частных железнодорожных операторов, сообщили газете «Коммерсантъ» несколько представителей независимых ж/д компаний.
   
«Речь идет о десятках тысяч вагоноотправок (в основном на восточных направлениях). Не принимая заявки на перевозку в частных вагонах, РЖД удовлетворяют их, если грузоотправитель готов использовать так называемый привлеченный парк, то есть те вагоны, которые сама монополия арендует у операторов», – пишет издание в среду со ссылкой на одного из собеседников.



В числе пострадавших газета называет ОАО «Первая грузовая компания» группы UCL Владимира Лисина, ЗАО «Нефтетранссервис» братьев Аминовых и ОАО «Новая перевозочная компания» группы Globaltrans.

Практика аренды введена правительством РФ в конце 2011 года. Тогда кабинет министров обязал монополию брать в аренду полувагоны у своих «дочек», одновременно разрешив привлекать подвижной состав с рынка по ставке, установленной Федеральной службой по тарифам (чуть больше 1 тыс. рублей за вагон в сутки). По замыслу чиновников, так можно было решить проблему обеспечения социальных перевозок, ситуация вокруг которых осложнилась с массовым выведением вагонов из прямой собственности РЖД, а также упорядочить движение на сети, которое затруднило «распыление» вагонного парка между разными собственниками. Ожидалось, что монополия привлечет с рынка около 200 тыс. вагонов (20% от всего российского парка).

В отрасли эту меру сразу назвали нелогичной и непродуманной. «Десять лет мы строили частный рынок предоставления вагонов, а теперь РЖД, распродав все свои вагоны и операторские «дочки», вдруг собирают их обратно», – заявил изданию топ-менеджер одной из компаний, подчеркивая, что монополия так и не смогла эффективно выстроить работу с частным вагонным рынком.

Другой собеседник «Коммерсанта» назвал нынешние действия РЖД «использованием административного ресурса», для того чтобы «частники» все же «отдали свои вагоны». Два источника газеты заявили, что ж/д операторы уже готовят обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ с просьбой разобраться в ситуации.

В «Российских железных дорогах» обвинения операторов отрицают. «РЖД не могут отдавать приоритета в согласовании перевозок в привлеченном парке. По существующим правилам грузоотправитель имеет полное право выбирать собственника вагона и в любое время без дополнительного согласования с перевозчиком его менять», – сказали изданию в пресс-службе монополии.

Тем не менее, в РЖД признают наличие проблем с привлечением парка. Как ранее сообщал «Интерфакс», в середине мая президент компании Владимир Якунин написал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что монополии удалось привлечь только 107 тыс. полувагонов у своей «дочки» – ОАО «Вторая грузовая компания» (еще около 30 тыс. вагонов осталось у РЖД в управлении). Такое количество привлеченных полувагонов не позволяет сформировать «эффект масштаба» для оптимизации порожних потоков, написал В.Якунин.

Кроме того, привлеченные вагоны работают только с низкодоходными грузами, что не позволяет обеспечить средние для рынка показатели доходности (по данным «Коммерсанта», потери РЖД от использования привлеченного парка по итогам 2012 года могут составить до 8 млрд рублей). «Другие владельцы полувагонов не считают возможным передавать парк в управление РЖД, считая установленную цену привлечения не соответствующей рыночным условиям», – пояснил В.Якунин. По его мнению, наилучшим выходом было бы дерегулирование арендной ставки.

Между тем, глава агентства Infranews Алексей Безбородов не видит смысла в дерегулировании ставок аренды привлеченного парка, созданного в качестве временной меры. Он не верит, что 100 тыс. вагонов оказалось недостаточным, для того чтобы РЖД решили поставленные задачи по управлению движением и не потеряли на этом деньги. «Я не знаю на рынке ни одну компанию, которая, владея даже в разы меньшим парком, работала бы себе в убыток», – сказал он изданию. По словам А.Безбородова, монополии нужно оставить попытки вернуться на рынок управления вагонами и сосредоточиться на задаче эффективного управления движением в новых условиях.

Оригинал статьи - здесь.



Tags: Операторы, РЖД, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments