f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Моя статья в Гудке к 170-летию А.И. Чупрова

В "Гудке" от 16 мая 2012 г, в исторической рубрике "175 лет железным дорогам России" напечатали мою статью об одном из интересных, противоречивых и неоднозначных представителей российской экономической науки, основателе "экономики железнодорожного транспорта", как отдельной научной дисциплины - об Александре Ивановиче Чупрове. Статья называется "Акции без спекуляции. Профессор Чупров первым исследовал экономику железнодорожного транспорта". Дополнительным поводом является то, что в этом году А.И. Чупрову исполняется 170 лет.



Статья в формате PDF - здесь, так же полный текст статьи ниже, под катом.



Гудок, 16.05.2012     

Акции без спекуляции. 

Профессор Чупров первым исследовал экономику железнодорожного транспорта


     В этом году исполняется 170 лет со дня рождения профессора Московского университета Александра Ивановича Чупрова, который вошёл в историю не только как один из общественных и научных деятелей XIX века, внёсших огромный вклад в развитие политической экономии, истории экономической мысли и экономической статистики, но и как основатель экономики железнодорожного транспорта. 

     Научно-исследовательская деятельность в сфере транспорта до 1870-х годов была сконцентрирована на вопросах проектирования и строительства железных дорог, а также организации эксплуатационной работы. Специальной экономической дисциплины в отраслевой науке не существовало. 

     Александр Чупров первый занялся тем, что его современники называли «экономической наукой по железнодорожному транспорту». В 1875 году он защитил магистерскую диссертацию «Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны». Второй том этой работы под названием «Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов» успешно прошёл защиту в качестве докторской диссертации в 1878 году. Публикация двухтомника сразу выдвинула Чупрова в число авторитетных экспертов, и он был приглашён в комиссию графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России и к участию в разработке «Общего устава российских железных дорог». 

     Помимо упомянутого двухтомника, перу Чупрова принадлежат написанная в соавторстве с Михаилом Мусницким книга «Упорядочение железнодорожных тарифов по перевозке хлебных грузов» (1890) и большое количество статей экономической публицистики, собранной впоследствии в сборник «Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874–1895 гг.». 

     Профессор Чупров был сторонником не только государственного регулирования транспорта, но и выкупа частных дорог в казну, а также дальнейшей государственной эксплуатации железных дорог. 

     В своей статье «О порядке управления казёнными железными дорогами», полемизируя с Сергеем Витте, упрекавшим казённые железные дороги в излишней забюрократизированности (см. «Гудок» от 18.04.2012 ), он пишет, что в условиях государственного управления железными дорогами устранятся «те слабые стороны, из-за которых долгое время не только практически заинтересованные люди, но и представители экономической теории восставали против государственных предприятий». 

     А именно бюрократический способ ведения дел. Впрочем, почему они устранятся, не объясняет. В статье «О способах государственного вмешательства в железнодорожные тарифы» (1887) Чупров пишет, что «важен самый принцип, приведённый в новом законе, важно признание тарифов не предметом частного усмотрения отдельных компаний, как было доселе, а государственного интереса. Нашей стране принадлежит честь проведения в жизнь нового начала железнодорожной политики, начала давно всеми одобряемого, но не применяющегося вследствие противодействия со стороны заинтересованных лиц». 

     Александр Иванович выступал в защиту гарантированного процента на капитал для железнодорожных обществ, мотивируя это помимо прочего тем, что, когда государство потребует от частных дорог снизить тарифы, гарантированный доход на капитал позволит железнодорожным компаниям избежать убытков. Но сегодня мы знаем, к каким негативным последствиям привели государственные гарантии в этой сфере. 

     Социалистические, «народнические» взгляды Чупрова приводили иногда к довольно странным выводам. Так, он считал, что правительство должно в любую минуту, например при повышении цены акций железнодорожных компаний, иметь право выкупить их по номинальной цене. Аргументы были следующие: «Данная форма выкупа неизбежно приведёт к тому, что железнодорожные акции потеряют способность безгранично подниматься в своей стоимости. Зная, что государство может в любой момент выкупить акции по номинальной цене, никто не согласится заплатить за них завышенные суммы», и это «оттолкнёт от железнодорожного дела значительную часть спекулянтов». 

     Двухтомник русского учёного про железнодорожное хозяйство привлёк внимание Карла Маркса, который использовал его идеи о транспорте как о ещё одной отрасли народного хозяйства во втором томе «Капитала». Да и Владимир Ленин во время своей работы над книгой «Развитие капитализма в России» использовал труд, вышедший под редакцией Чупрова, «Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства». 

     Примечательно, что сам учёный не был марксистом, но именно его упоминание Марксом и Лениным сделало возможным изучение и издание его трудов в советские годы. 

     Анализируя издержки железнодорожных обществ, Александр Чупров первым описал эффект масштаба: «По особым условиям, в которые поставлен труд и капитал в этой отрасли, меновая стоимость их услуг имеет постоянную тенденцию к понижению при всяком увеличении спроса. Чем больше возрастает потребность общества в дешёвом провозе, тем дешевле он в действительности становится», а «увеличение спроса ведёт здесь не к возрастанию издержек (как в земледелии), а к их уменьшению». 

      Кроме того, учёный исследовал эластичность спроса на железнодорожные перевозки в зависимости от цены и сделал революционный вывод, что он гораздо менее эластичен, то есть меньше зависит от стоимости, чем в других отраслях. Чупров писал, что «понижение цен, производимое уменьшением провозной платы, не всегда сопровождается приращением спроса на товар, но, если бы даже и произошла прибавка спроса, перевозка на железной дороге может возрасти лишь в том случае, если за этой прибавкой последует расширение производства». Он констатирует, что строгой пропорциональности между размерами провозной платы и размерами движения не существует, и делает вывод о том, что железные дороги, несмотря на всё своё техническое могущество, «несмотря на полную власть над провозными ценами, не в силах переделать данных им условий движения». Никакое «искусство железнодорожных управлений не создаст грузов там, где не даёт их страна». 

     В течение четверти века учёный возглавлял кафедру политической экономии в Императорском Московском университете. Лекции его были так популярны, что на них ходили студенты других факультетов, самая большая аудитория, вмещавшая 500 слушателей, при этом была забита до отказа. В мемуарах многие называют его «самым популярным и самым либеральным профессором на факультете» (слово «либеральный» в те времена имело несколько иной смысл, чем сегодня; оно приблизительно означало либерала в политике и социал-демократа в экономике). Слава Чупрова была сравнима разве что со славой легендарного профессора Тимофея Грановского. Вот как пишет о нём его ученик: «При громе аплодисментов в Большую словесную аудиторию, полную настолько, что негде было упасть яблоку, вошёл Чупров», а затем «пятьсот человек хлопали ладонями, стучали ногами, кричали протяжно, громко, весело, бежали к кафедре, лезли через скамьи. Чупрова вынесли на руках, и все завидовали студенту, которого учёный невзначай задел каблуком по голове». Из приведённой цитаты ясно, почему Чупрова называли «Грановским 80-х годов». 

      Но осенью 1899 года он прекратил преподавание, выехал за границу для лечения и больше оттуда уже не возвращался. Умер Чупров в феврале 1908 года в Мюнхене, тело его перевезли в Москву, он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Огромное количество людей, организаций и различных общественных групп откликнулись на его смерть. Один из современников – писатель Борис Глинский вспоминал: 

    «Во всех письмах, телеграммах, статьях звучит один общий мотив: Россия лишилась одного из лучших своих сынов, который был её украшением, славой и гордостью». 

    На венке, который возложили на его гроб профессора Московского университета, была сделана надпись, довольно редкая для характеристики учёного: «Духовному вождю». 


Фарид Хусаинов, кандидат экономических наук




 
Tags: Гудок, Мои публикации, Экономика ж.д. отрасли, Экономическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments