f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Фоторепортаж с лекции Аси Казанцевой "Как мозг нас обманывает"
f_husainov
     В прошедшую пятницу, 8 декабря 2017 г. в одном из павильонов ВДНХ прошла лекция Аси Казанцевой о когнитивных искажениях, о том, как мозг нас обманывает.
     Любопытно, что некоторые из когнитивных искажений относительно наблюдаемой реальности свойственны всем здоровым людям, а шизофреники, наоборот - и в этом есть парадокс - видят мир таким, какой он на самом деле (эффект выпуклой/вогнутой маски). Чрезвычайно многое в нашем мозгу является не врождённым, а приобретённым в процессе получения опыта. Видит окружающий мир, как говорится, "не глаз, но мозг" и это подтвердил эксперимент, поставленный над всей аудиторией лектором.
     И, кстати, ряд исследований показал, что между уровнем интеллекта (IQ) и религиозностью существует обратная статистическая зависимость. (Этой темы не было в лекции, это было в ответах на вопросы. Хотя, сделаю оговорку для моих религиозных читателей, сама по себе статистическая зависимость ещё не означает, что в каждом отдельном случае человек, верящий в бога или в нескольких богов или во что-то ещё религиозного характера, обязательно будет глупее, чем его неверующий сосед).
     А , кроме того, современные данные нейробиологии позволяют понять какими участками мозга мы сравниваем плюсы и минусы каждого выбора и, вообще говоря, в мозгу человека, может быть несколько полярных оценок какого-то решения и отдельные части мозга "борются" друг с другом, как бы "убеждая" "главный мозг", принять то или иное решение. И ещё был интересный рассказ про эксперимент над студентками-математиками, показавший, что некоторые ожидания и предрассудки оказывают сильное влияние на качество работы мозга даже в такой, казалось бы абстрактной сфере приложения, как математика. Например, если девушкам перед контрольной по математике напомнить, что они девушки т.е. согласно некоторым предрассудкам должны хуже знать математику, то они покажут худшие результаты. И наоборот - если выходцам из Азии (Китай, Япония, Корея) напомнить, что они аазиаты, т.е. согласно другим предрассудкам (устойчивому мнению) должны быть успешны в математике, то они показывают лучшие результаты, чем контрольная группа. Т.е. ожидания, которые есть в обществе относительно той или иной группы влияют на поведение этой группы.
     Лекция, как это всегда бывает у Аси Казанцевой, тонко балансировала между научностью и популярностью: с одной стороны были приведены ссылки на соответствующие научные работы, с другой стороны они постоянно подкреплялись разными забавными примерами, в том числе из жизни лектора. :-)
     Особо стоит отметить "фирменный стиль" Аси - научная лекция периодически взрывалась хохотом зала, вызванного шуткой, байкой или афоризмом докладчика. Не знаю - экспромт ли это, или домашняя заготовка, но приправлять научно-популярное блюдо иронией и юмором, Ася Казанцева умеет как никто другой. Причём, чаще всего это даже не шутка, а растворённая в тексте ирония (и самоирония), напоминающая по стилю тексты Сергея Довлатова. Например, комментируя, как она добралась по территории ВДНХ в снегопад до павильона "Книги", где проходилп лекция, Ася сказала: "Спасибо организаторам такому-то и такой-то, за то, что они нашли меня в сугробе, подобрали и привели сюда". Или, готовясь раздавать автографы, "Ну что ж, займёмся идолопоклонством". :-)


1.


2.


3. Зал был набит битком, не все уместились и часть слушателей стояла в дверях и в соседнем помещении, а часть заполнина лестницу.


4.


5. По окончании лекции был раунд вопросов-ответов


6.


7.

?

Log in

No account? Create an account