f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Отзвуки конференции "Капитализм и свобода"
f_husainov
     На радио "Эхо Москвы в Петербурге" 17.04.2017 г. обсуждали прошедшую 15.04 конференцию "Капитализм и свобода" (вот ссылка на аудио-запись). В передаче директор института Хайека Павел Усанов, в частности сказал (расшифровка аудиозаписи): "Я хотел бы отметить один доклад, который мне больше всего понравился, а то я бегло сказал о всей конференции, но не сказал о лучшем докладе. Мне показалось, что самым интересным был доклад московского экономиста Фарида Хусаинова, одного из крупнейших специалистов по экономике железнодорожного транспорта. Это, во-первых, было интересно слушать (...) это было и ярко и интересно и актуально. Причём, существует мнение, по крайней мере до конференции оно было распространено, что научных дискуссий вокруг экономики железнодорожного транспорта по сути дела нет, потому что есть основное течение, которое на все вопросы отвечает, а доклад Фарида Хусаинова показал, что наука в этой сфере существует именно благодаря дискуссиям, благодаря разным точкам зрения."
     По всей видимости, Павел в этой фразе имел в виду тарифную дискуссию между Бессоновым и Струмилиным, которой я вкратце касался в своём докладе. И действительно в конце 1920-х экономика железнодорожного транспорта не была ещё монологичной, как в последующие годы. И действительно в это время, когда ещё были масштабные, (и без оглядки на лица и статусы) научные дискуссии, экономика транспорта переживала бурное развитие.
А затем, начиная с 1930-х годов дискуссии поутихли. И крупнейшие деятели науки, как говорилось в старом советском анекдоте "если и колебались, то только вместе с генеральной линией партии". Проф. В.М. Кудров так описывал ситуацию в экономической науке в то время: «Увы, надо честно признать, что руки многих советских экономистов были в крови, доносы, проявления человеческой подлости и предательства по отношению к своим коллегам стали в советские времена обычным, чуть ли не нормальным явлением» [см.: Кудров В.М. Крах советской модели экономики. Монография – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 224 с., электронная версия доступна по ссылке].
     В этих условиях, разумеется всякая научная дискуссия, а, следовательно, и интеллектуальное развитие в отрасли – прекратились. Вот что пишут в своей книге «Экономическая теория транспорта в СССР» И.В. Белов и В.А.Персианов: «Конец 1930-х годов не дал сколько-нибудь заметных идей в постановке проблем социалистического транспорта. (…) Печатные выступления этих лет содержат в основном критику «вредителей» и одобрение курса Л.М. Кагановича, причём выступавшие менялись ролями [с жертвами] с калейдоскопической быстротой».

  • 1
Спор Струмилина и Бессонова, все же, дела весьма давно минувших дней, а есть сейчас какой-нибудь теоретический диалог между экономистами-транспортниками, сторонниками разных экономических теорий? Вот есть вы, есть Д. Мачерет, а есть ли кто-то еще, кто пишет книги и постулирует идеи (не обязательно в духе либеральной экономической мысли - я, пожалуй, в большей степени ее сторонник, но интересно, есть ли те, кто придерживается других идей и говорит о них как об идеях)?

Да, есть. Тут в двух словах не отвечу, но напишу в ближайшее время отдельный пост.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account