f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Новая книга А.И.Гурьева «Снова в тупик? Очерки по истории несостоявшейся реформы»
f_husainov
     Важным событием для всех, кто интересуется историей структурной реформы железнодорожного транспорта является публикация первых глав новой книги Андрея Ипполитовича Гурьева «Снова в тупик? Очерки по истории несостоявшейся реформы».
     А.И. Гурьев - известный в транспортном мире историк и журналист, кандидат исторических наук, в прошлом - первый заместитель главного редактора газеты "Гудок" и журнала "РЖД-Партнёр", затем аналитик одной из компаний, работающих в сфере железнодорожной аналитики. Интеллектуальный статус А.И. Гурьева в железнодорожной отрасли особый: он "главный летописец реформ", автор культовой, среди железнодорожников книги "Из тупика. История одной реформы" и ряда других книг.



     Как сообщил друзьям и коллегам сам автор, он решил не дожидаться полного окончания написания новой книги и ее выхода в бумажном виде, а поместить на своем сайте http://guryevandrey.ucoz.net в открытом доcтупе девять первых глав, чтобы, во-первых, не терять времени, а, во-вторых, иметь возможность внести какие-то коррективы и интересные дополнения в ходе получения обратной связи.
     Общая структура опубликованной части книги такова. Сначала в прологе «Не навредить … реформе» автор показывает, почему у структурной реформы на железнодорожном транспорте, продекларированной в 2001 году, не было никаких шансов быть реализованной.
     Далее, в главе «Краткий курс истории ОАО «РЖД» (название, как вы догадались, тонко отсылает к другому "Краткому курсу" :-) ), изложена история госкомпании с советских времен до наших дней с точки зрения проведения в отрасли институциональных преобразований.
     В следующей главе дается общая картина международного опыта реформирования железных дорог. Еще одна глава посвящена российскому дореволюционному опыту. В ней описывается, как работала и развивалась одна из крупнейших частных железных дорог – Акционерное общество "Ростово- Владикавказская железная дорога». А далее ряд глав посвящены отдельным направлениям реформирования (а точнее недореформирования) МПС и РЖД: общая целевая модель, приватизация, либерализация локомотивной тяги и др.
     Как обычно, у А.И. Гурьева легкий, ироничный, почти пушкинский стиль соседствует с феноменальной отраслевой эрудицией: адреса, явки, пароли, цитаты, мнения, афоризмы разбросаны по книге и погружают читателя в контекст описываемых преобразований. Точнее, согласно концепции автора книги - "непреобразований".
     Вся книга, собственно, посвящена тому, что настоящих, полноценных, последовательных реформ в отрасли - не произошло. Почему? В этом автор и пытается разобраться.
     Особенно книга рекомендуется тем студентам железнодорожных вузов, которые уверены в превосходстве плановой экономики, централизованной системы МПС и всех сопутствующих прелестей этатизма. Эта книга, как пятновыводитель, поможет вывести из таких умов самые вьевшиеся заблуждения. Ну, а тех, кото переубедить не удастся, книга - как минимум - заставит посмотреть на железнодорожную отрасль под новым углом.
    И есть ещё один аспект, который делает книгу особенно интересной. Когда выходила книга "Из тупика", А.И. Гурьев работал в "Гудке", т.е., "в системе" и не мог написать всего, что знает и что думает. Теперь, когда он "вырвался за флажки",  он может себе позволить роскошь быть абсолютно искренним и честным и написать то, что думает и о реформе (о так-и-не-состоявшейся реформе) и о РЖД, не оглядываясь на цензуру.

Ниже ссылки на страницы соответствующих глав на сайте А.И.Гурьева:

Пролог. Не навреди... реформе
Глава 1. Краткий курс истории ОАО "РЖД"
Глава 2. Измениться или умереть
Глава 3. Логика купона
Глава 4. Доклад 2012 г.: двенадцать лет спустя
Глава 5. Вперёд, в 2001-й год, или назад, в 2020-й
Глава 6. Чайнофилия и приватофобия
Глава 7. Ухватиться за основное звено, чтобы не дать вытянуть всю цепь
Глава 8. Консолидированная неэффективность или «Помрем, но не поменяемся!»
Глава 9. Новая тарифная политика Игоря Артемьева

  • 1
Отличная книга, спасибо за ссылки. Прямо на цитаты можно разбирать поабзацно.

Да, Гурьев - это Ключевский железнодорожной истории!

Согласен. Особенно "Краткий курс" оказался очень информативным, в моей голове многое, дотоле разрозненное и в совокупности непонятное, встало на свои места.

  • 1
?

Log in