f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Вольтер как "респектабельный еретик"
f_husainov
     В прошлое воскресенье был в Петербурге и - впервые в своей жизни - посетил Эрмитаж. Писать о всех впечатлениях не буду, но об одном (а точнее - о двух) произведениях должен сказать.
     В одном из залов Эрмитажа находятся два скульптурных портрета Вольтера, созданные скульптором Жаном Антуаном Гудоном и приобретёнными ещё Екатериной II. Вот они.


1. Вольтер в тоге (1778)


2. Вольтер (1781)

     Мимо этих скульптурных портретов я не мог пройти. И вспомнил, в этой связи о роли Вольтера в утверждении идей свободомыслия.
     Когда-то известный публицист Дмитрий Иванович Писарев заметил парадоксальную роль Вольтера в избавлении Европы от идей клерикализма и пропаганде и распространении идей Просвещения.
     Радикализм зачастую пугает обычных, среднестатистических граждан. Если антиклерикальные и анти-абсолютистские идеи высказывают какие-то маргинальные философы, среднестатистический дворянин или вельможа или просто образованный горожанин с опаской относится к таким идеям.
Но на этот французский «средний класс» (как назвали бы его сегодня) «действовало чрезвычайно успокоительно и ободрительно то обстоятельство, что антиклерикальные идеи проповедуются не каким-нибудь чудаком, сорванцом или сумасбродом, а солидным и важным барином, господином Вольтером … ведущим дружбу с самыми знатными особами во всей Европе - пишет Д.И. Писарев – Таким образом, Вольтеру удалось соблюдать постоянно ту золотую умеренность, которая с неотразимой силой привлекает к себе умы и сердца респектабельной буржуазии».
     В этих условиях, когда какой-то очередной французский аристократ или государственный служащий или военный или профессор переходил из массы лояльного большинства в стан Энциклопедистов и Просветителей, то в ответ на претензии властей, он всегда мог сказать, что не делает чего-то предосудительного, ведь и господин Вольтер высказывается в том же духе, ведь и господин Вольтер читает эти же запрещённые книги и постепенно жёсткость запретов стала размываться.
     Вольтер легализовал в умах сначала высшего слоя, а затем и во всём французском обществе право на несогласие, право на наличие противоположных точек зрения; более того – нормальность наличия противоположных точек зрения и уважения к ним.
     То, за что недавно преследовали, стало нормальным именно потому, что исходило не от радикалов, а от вполне респектабельного Вольтера. (И этим Вольтер мне напоминает, кстати, Е.Г. Ясина).
И именно таким парадоксальным образом Вольтер подарил Европе право на свободу совести, свободу слова и свободу мысли.
     P.S. Кстати, выражение "респектабельный еретик" мне попалось в какой-то статье, которуя я не могу вспомнить и так, кажется, кто-то назвал Милтона Фридмена.

?

Log in