f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Пром. производство и погрузка ЖД за 7 мес.2016 года
f_husainov
    Я тут недавно публиковал динамику погрузки железных дорог по годам (за 2000-2015 г.) на фоне динамики промышленного производства.
     Теперь аналогичный, но помесячный ряд для января-июля 2016 г. (в % прироста к аналогичному периоду прошлого года).




     Отличие 2016 года от четырёх предыдущих лет заключается в том, что в 2016 г. темпы роста погрузки опережают темпы промышленного роста (так же было, кстати, в 2010 г.); тогда как нормой является обратное соотношение - темпы роста погрузки грузов немного отстают от промышленного производстьва в целом. Опережающий рост погрузки по сравнению с пром. производством обычно означает, что сырьевые отрасли растут быстрее, чем промышленность в целом. Дело в том, что структура погрузки РЖД не совпадает со структурой производства в целом, РЖД в большом объёме перевозит сырьевые грузы - нефть и нефтепродукты (примерно 20 % всей погрузки), уголь (примерно 26 % всей погрузки) и т.п. И поэтому, если вырастет производство именно таких грузов, то на погрузке РЖД это скажется сильнее, чем на показателях пром. производства в целом. И наоборот - если вдруг в России внезапно начнёт развиваться высокотехнологическое производство, например, производство компьютеров или медицинского оборудования (товаров, которые не перевозят железной дорогой), то показатели погрузки или грузооборота такого роста не почувствуют.
     Вывод: излюбленный наш тезис о том, что железная дорога - это барометр экономики верен только до тех пор, пока экономика будет оставаться архаичной экономикой индустриального типа. Особенно это заметно, когда мы начнём сравнивать транспортоёмкость ВВП: экономика США - это примерно 20-22 % мировой экономики, а экономика России - примерно от 2 % до 3,5 % (в разные годы); но грузооборот железнодорожного транспорта у России и США примерно сопоставим.

?

Log in

No account? Create an account