f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
"Жизнь Высоцкого"
f_husainov
     Дочитал вышедшую в этом году книгу Н.Андреева "Жизнь Высоцкого". Книга отличается от других книг о Высоцком тем, что имеет не столько "литературоведческую" направленность (как вышедшая ранее в серии ЖЗЛ книга Вл.Новикова), сколько - скажем так - социологическую направленность. Высоцкий здесь не просто автор текстов, Высоцкий здесь живой человек и - одновременно - социальное явление. И автора интересует не только филология, но и - в гораздо большей степени - социология.



     Приведу несколько цитат:
     Об отношении КПСС к Высоцкому. "На научного сотрудника института США и Канады, Игоря Кокарева в райкоме завели дело об исключении из партии. Его вина – в лекции об искусстве с похвалой отозвался о Владимире Высоцком. (…) Кто-то стукнул в парторганы. Парторганы посчитали это несовместимым с пребыванием в КПСС".
     Много места уделено тому, как организовывались концерты:
     "Высоцкий мечтал выступить в Политехническом музее – в те времена это было больше, чем просто выступление, это было свидетельство признания интеллигенцией его творчества. Весной 1979 года удалось пробить выступление Высоцкого в Большом зале Политехнического. Вопрос решался на уровне отдела культуры ЦК КПСС – ни больше, ни меньше. Там не против. По Москве расклеены афиши. Вечером – концерт, а утром Валерий Янклович заехал в Политехнический взять бмлеты – для Высоцкого было оставлено 200. Приезжает – афиши нет, и Янкловичу говорят: был звонок из отдела пропаганды ЦК, беспрекословный приказ: выступление Высоцкого отменить".
     И тому, какие преграды приходилось преодолевать режиссёрам, что бы снимать в своём фильме Высоцкого.
     Режиссёр фильма «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевич наметил на главную роль Высоцкого и только Высоцкого. «Упёрся рогом» - как сам он вспоминал впоследстви – либо будет фильм с Высоцким, либо вообще не будет фильма. «Золотухин отмечает в дневнике: куратор Театра на Таганке полковник Кравцов встречался с высоким лицом из КГБ – Филиппом Бобковым, который ни много ни мало, а глава Пятого главного управления Комитета, которое следило за соблюдением чистоты идеологии в стране, а на самом деле давило любое проявление инакомыслия. Бобкоа пообещал оторвать башку Баскакову и Романову (тогдашние кинематографические начальники), если те утвердят на роль Высоцкого. (…) Но вот что поразительно: грозный цербер Ф.Д. Бобков – обожал песни высоцкого! Собрал полную фонотеку его творчества – была у него такая возможность».
В итоге, через обходные пути и хитрые манёвры (пришлось взять на одну из ролей Леонеллу Пырьеву – жену Ивана Пырьева и «это был компромисс ради утверждения в роли Высоцкого») Юнгвальд-Хилькевич таки снял в фильме Высоцкого. Фильм сняли, но некоторое время не выпускали в прокат, а «председатель Госкино Романов орал на директора Одесской киностудии Геннадия Збандута: «Положите партбилет на стол!» Фильм (и режиссёра и руководителя киностудии) спасло то, что картина понравилась Анастасу Микояну.
     Об отношении КГБ к Высоцкому. В книге приводится в книге и история о том, как режиссёр А.Стефанович, договорившийся уже с Высоцким и Мариной Влади, что они снимутся в его фильме был вызван вместе с соавтором сценария А.Шлепяновым в КГБ: «Проводят в комнату без окон. Приказывают сидеть и ждать. Открывается дверь, входят два человека, представляются: полковник Абрамов.. полковник Жуков». И говорят полковники такие речи: «Вы что- с ума сошли? Вы с кем связались?»
Стефанович и Шлепянов в недоумении: «А с кем мы связались?»
«С антисоветчиком Высоцким, вот с кем! С мерзавцем, негодяем, диссидентом и с этой его, слов не буду подбирать, Мариной Влади, которая ещё неизвестно на какую разведку работает!» Потом Стефанович поехал в театр на Таганке, нашёл Высоцкого «Мы очень хотели, что бы Вы снимались. Но с нами провели очень жёсткий разговор в одной организации, сами понимаете какой. Там сказали, что вы у нас сниматься не будете».
     Та же история повторялась не только с фильмами, но и с пластинками. Эту систему Высоцкий и Влади меж собой называли «влажной ватной стеной». Вата уже тогда была ватой. В результате, первый большие полноценные пластинки Высоцкого вышли не в СССР, а во Франции, США и некоторых странах Восточной Европы.
     Кстати, оказывается поэт Евгений Долматовский ещё тогда так определил опасность, исходящую от Высоцкого: «Любовь к Высоцкому означает неприятие советской власти. Нельзя заблуждаться: в его руках не гитара, а нечто пострашнее. Его пластинки – бомба, подложенная под нас с вами. Если мы не станем минёрами, не обезвредим его, то через двадцать лет наши песни окажутся на помойке. И не только песни». Видимо, он имел в виду "...но и строй".
     И действительно, трудно назвать автора этих строк "советским" поэтом:

А мы живём в мертвящей пустоте, —
Попробуй надави — так брызнет гноем, —
И страх мертвящий заглушаем воем,
И вечно первые, и люди, что в хвосте.

И обязательное жертвоприношенье,
Отцами нашими воспетое не раз,
Печать поставило на наше поколенье,
Лишило разума, и памяти, и глаз.
                                                    (1979 г.)
Или вот этих:

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
                                                     (1979)


   Сегодня, в 2016 г., когда мы снова, как на машине времени отправляемся в прошлое, когда отменяются фестивали, запрещаются концерты рок-музыкантов, посмевших усомниться в идеологии «Крымнаш», а книготорговые сети боятся взять книги оппозиционного автора, Высоцкий снова становится актуальным.

     И, да, - забыл сказать - книга Н.Андреева - пожалуй, лучшее, из того, что мне довелось читать о Высоцком (за исключением, только, пожалуй книги М.Влади "Владимир или прерваный полёт").

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Интересно, спасибо. Я одно время очень много читала о Театре на Таганке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account