f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
3 июня - годовщина крупнейшей в истории России железнодорожной аварии
f_husainov
     Об этой аварии преподаватели железнодорожных вузов любят рассказывать тогда, когда нужно проиллюстрировать важность соблюдения норм безопасности. Когда я учился в институте, то каждый раз перед началом очередных каникул зам. декана эксплуатационного факультета И.Н. Глущенко (или тогдашний зав. кафедрой УЭР В.И. Александров) проводили инструктаж, состоящий из рассказов о самых громких катастрофах, произошедших на железной дороге.
     Вот краткая история одной из них, произошедшей 3 июня по Московскому времени (все события на железнодорожном транспорте учитываются по Московскому времени).





     "Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600" - сообщает нам Википедия.
     Трагедия произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера».
     Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но диспетчер не придал этому значения. В 23 ч.45 мин. (по московскому времени) при прохождении по перегону двух пассажирских поездов  (№ 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск») произошёл взрыв газового облака и начался пожар. В двух поездах находилось 1284 пассажира (в т.ч. 383 ребёнка).
     Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
     Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва.
     По данным С.Абдуллина, исследовавшего это крушение, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км.  Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. "Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли" - описывали ситуацию очевидцы.
     Катастрофа имела большой резонанс в СМИ и в общественном мнеии, поскольку совпала с политикой "гласности" и, в отличие от некоторых катастроф прошлых лет, её не удалось "замолчать".


   

?

Log in

No account? Create an account