f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Л.А. Мазо: "Как выбраться из тупика?"
f_husainov
     Как обещал ранее, я буду тут в блоге регулярно обращать внимание на какие-то интересные научные статьи, публикуемые в различных журналах (главным образом, статьи, посвящённые экономике транспорта и вопросам реформы РЖД).
     В 11 и 12 номерах журнала "РСП-Эксперт" опубликована статья живого классика экономики транспорта, создателя "Прейскуранта № 10-01", в прошлом - зам. директора ВНИИЖТ д.э.н. Леонида Ароновича Мазо.
     Статья называется "Как выбраться из тупика". Название, очевидно, является аллюзией на "Из тупика" А.И. Гурьева.


На фото: Л.А. Мазо
     Чем примечательна эта статья? Леонид Аронович продолжает развивать те идеи, которые в той или иной форме высказывались ранее Расселом Питтманом, проф. А.Е. Красковским (в более осторожной форме) и некоторыми другими авторами, рассматривающими такую модель организации работы российских железных дорог, в которой вместо единой инфраструктуры и/или единого вертикально-интегрированного монополиста будут функционировать несколько конкурирующих друг с другом вертикально-интегрированных компаний.
     Даже заголовки параграфов в статье звучат энергично: "У монополии нет стимулов к снижению издержек", "Демонополизация железнодорожного транспорта вполне легитимна" и - звучащее почти по-Ротбардовски - "К конкуренции вертикально-интегрированных компаний".
     Несколько цитат из статьи Л.А. Мазо:
     "В советское время, когда почти все вагоны находились в управлении МПС, они были в страшном дефиците. Подвижной состав доставали через обкомы и бесчисленными коррупционными путями..."
     "Заметим, что утрата регулировочного рычага после приватизации вагонов практически не сказалась на коэффициенте порожнего пробега, ростом которого пугали противники рыночных реформ. Объяснение простое: порожний пробег стал платным."
     "При разъединении сети нарушится технологическое единство? Но может же РЖД взаимодействовать с дочерними ЖДЯ и ЯЖДК? И почему тогда производительность труда на разъединённых сетях США в разы выше, чем на единой сети РЖД?"
     "Требуется изменение тарифных условий, а не отказ от независимых перевозчиков", "Распространённые доводы об эксплуатационной непроходимости инфраструктуры при появлении независимых перевозчиков лпровергается долголетней, начиная с давних советских времён, успешной практикой собственных поездных формирований (СПФ) с частными локомотивами (...) Поэтому содержащиеся в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок жёсткие ограничения на курсирование независимых перевозчиков в сугубо локальной сфере (на тупиковых линиях) способны лишь загнать в тупик и то, что уже доказано временем
."
     Причём, Л.А. Мазо подчёркивает, что дальнейшее реформирование и демонополизация пойдут на пользу не только экономике страны, грузоотправителям, но и - самим "РЖД". Поэтому он предлагает: "Думается, что в РЖД, осознав эти преимущества, захотят создать свою дочку-перевозчицу или для начала оператора собственной тяги по аналогии с ПГК в операторском бизнесе"

     Ниже PDFстатьи (в двух частях):
     Мазо Л.А. Как выбраться из тупика? (начало) // РСП-Эксперт. 2015. № 11. С.32-33.
     Мазо Л.А. Как выбраться из тупика? (окончание) // РСП-Эксперт. 2015. № 12. С.32-33.

?

Log in

No account? Create an account