f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Итоги 2015 г.: помесячная динамика грузооборота жд
f_husainov
     Некоторое время назад я публиковал тут график с цифрами по грузообороту железнодорожного транспорта в 2015 году. Но возможно, кого-то заинтересует не общая (годовая) цифра, а динамика этого показателя по месяцам.
     На рис 1 приведена динамика показателей "грузооборот" и "грузооборот с учётом оплаченного порожнего пробега приватных вагонов" помесячно с января 2013 г. по декабрь 2015 г.
     Читатели моего блога помнят (я как-то писал об этом, но повторю, что бы вам не рыскать по ЖЖ в поисках), что есть обычный, «классический», «олдскульный» грузооборот, учитываемый как Росстатом, так и «РЖД», который измеряется в тонно-км. и считается как сумма произведений массы неттто отправки в тоннах на расстояние перевозки соответствующей отправки. Но с 2005 г. «РЖД» учитывает ещё один показатель – грузооборот с учётом оплаченного порожнего пробега собственных и арендованных вагонов. Этот грузооборот учитывает только «РЖД»; «Росстат» его не признаёт, т.к. он методологически является условностью (у порожнего вагона –строго говоря -не может быть грузооборота, как у вампира тени :), т.к. нулевая масса нетто умноженная на любое расстояние даёт ноль).
     Если первый грузооборот показывает сколько массы и на какое расстояние перевёз транспорт, то второй помогает оценить загрузку инфраструктуры ещё и порожними вагонами. Здесь важен не столько сам показатель этого грузооборота. Повторюсь, грузооборот с учётом порожнего пробега - это некоторая условность, но полезная условность: гружёные вагоны учитываются как масса нетто на расстояние, а порожние, как масса тары на расстояние и т.к. тара (20-22 т) в среднем в три раза меньше массы нетто (59-60 тон), получается, что три порожних вагона дают показатель примерно эквивалентный одному гружёному. Об этой условности нужно помнить.
 Поэтому,   не очень корректно утверждать что-то вроде "раз этот грузооборот на 25 % больше, чем тот, значит именно 25 % грузооборота "делают" порожние вагоны". Ещё более некорректно использовать при анализе такую эфемерную субстанцию, как "грузооборот собственных вагонов в порожнем состоянии" (условность, полученная вычитанием из одного показателя другой условности).
     Впрочем, для анализа важны не абсолютные цифры этого «не настоящего» грузооборота - "грузооборота с учётом порожнего оплаченного пробега приватных вагонов" (а теперь - почти все вагоны приватные), а его динамика




Рис.1.
 
 
     Внимательные читатели могут заметить, что по опубликованным оперативным итогам 2015 года (а так же по данным этого графика) грузооборот составил 2304,3 млрд. т-км., а арифметическая сумма показателей 12 месяцев составляет 2301,1 млрд. т-км. Погрешность составляет 0,1 % (или 3,2 млрд. т-км.).  Это связано с тем, что помесячные данные о грузообороте взяты из ежемесячных пресс-релизов на сайте "РЖД", но в течении года эти цифры могут немного уточняться и корректироваться. Поэтому в итоге нужно ориентироваться на общую цифру, а не на сумму 12 цифр. Впрочем, разница в 0,1 % относительно невелика (если не думать, что это 3,2 млрд. т-км :-)
 
Для наглядности эти  три года можно разместить на графике так:


Рис.2

  • 1
каждый год провал.

Сказывается минимальное заключение договоров в новогодние праздники? Или праздничный провал в производстве?

Re: В феврале -

В феврале просто меньше дней, чем в марте. Если взять данные о грузообороте не в абсолютном исчислении, а в среднесуточном, то получим такой график (данные рис.2 разделить на количество дней в соответствующем месяце):



Edited at 2016-02-02 07:41 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account