f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Про Гайдаровский форум-2016
f_husainov
     14 января я был на Гайдаровском форуме.
     Т.е. сначала я пошёл на эту конференцию 13 января, но, как оказалось, из-за того, что в этот день в 5 корпусе РАНХиГС выступает председатель правительства Д.Медведев, доступ на все остальные мероприятия в этом здани ограничен. Любопытно, что в позапрошлом году любой человек с улицы (например, я) мог попасть в зал, где выступал и Медведев и остальные члены правительства, ограничений не было (я даже записал тогда видео выступления Медведева себе на айпад) а в этом году у членов правительства, видимо, какая-то "паническая атака" и вход граждан ограничили (хотя с какого перепугу наши руководители так боятся собственных граждан - мне не очень понятно). Возможно, в связи с кризисом правительство немного перепугано. Разумеется, никто не предупредил - по какому критерию будут пускать или не пускать, поэтому я, проснувшись утром поехал в такую даль - на Юго-Западную, а затем, дойдя до регистрационной стойки и узнав, что с моим бейджем внутрь - нельзя, вернулся восвояси.
     Это, кстати, довольне неприятная история и такие ограничения, мягко говоря, не делают чести РАНХиГС (а с точки зрения цивилизованной страны, это, вообще говоря, позорище).
     А вот 14 января день оказался более продуктивным.
     В этот день была очень интересная панельная дискусия "Компании с государственным участием - двигатель или тормоз экономики?"



     Модератор дискуссии - Кирилл Андросов (на фото - крайний слева),в прошлом, кстати,председатель Совета директоров РЖД, начал с того, что поделился некоторыми цифрами. "Вклад государства в ВВП составил по итогам 2015 г. 70 %, а в 2005 г. этот показатель составлял 30 %. При этом, среднемировой уровень вклада государства в ВВП примерно 30 %, у США немного больше 30 %, у Китая 45 %. А самые максимальные показатели у Швеции - 65 % и у Финляндии - 60 %." Впрочем, потом, в процессе дискуссии он уточнил, что вклад государства в ВВП можно измерять разными показателями, например доля государства в ВВП без бюджетных учреждений - 29 %. (я не знаю, что это за показатель, нужно будет почитать об этом, потому что при оценке роли государства в экономике все используют самые разные показатели).Кроме того "Доля гос. компаний в индексе РТС примерно 50 %, а доля гос. компаний во всей выручке в экономике 46 %".
     Подытоживая своё выступление К.Андросов сформулировал вопрос для обсуждения - та экспансия государства в экономику, которая проходит в последние годы - это хорошо или плохо?
     Любопытным было выступление министра промышленности Дениса Мантурова (второй слева), который вступился за гос. компании и сказал, что частные компании просто не  справятся с импортозамещением, поэтому драйверами должны стать гос.компании.
     Следующим выступал президент "РЖД" Олег Белозёров (на фото - третий слева). Он сказал, что доля железнодорожного транспорта в ВВП снизилась за несколько лет с 3 % до 1,6 %, что означает снижение тарифной нагрузки на грузоотправителей. Затем он отметил, что сегодня уровень рентабельности гос. компаний выше, чем частных. Расходы "РЖД" по итогам 2015 г., выросли на 7 % - отметил он.
     Следующим выступающим был немного опоздавший В.Лисин (на фото - его кресло четвёртое слева, но его там нет, т.к. я забыл сделать повторное фото, когда он пришёл). :-)
     Модератор задал Лисину два вопроса - один касался общей темы дискуссии, а второй сравнения работы государственной "ФГК" и частной "ПГК".
     Лисин довольно резко раскритиковал позицию Мантурова. И сказал примерно следующее: давайте не будем никого обманывать, все понимают, что если чиновник правительства работает в совете директоров гос. компании, то он будет заниматься не тем, что бы контролировать эту компанию, а он будет лоббистом этой компании в правительстве.
    Прежде всего, то, что должно существовать в стране, то, что будет двигателем прогресса – это конкуренция- заявил Лисин. Потому что именно конкуренция и частная собственность создают инновации. Мы например, до сих пор обсуждаем, нужно ли на рынок грузовых железнодорожных перевозок допускать тепловозы и тягу – или не допускать, а в это время автомобильные компании, практически, создали автомобиль, который будет двигаться без персонала. Вот где, на самом деле, технический прогресс, который должен быть, и сделать его может только частник.
    Что же касается конкуренции частного и государственного бизнеса, продолжил Лисин, то цифры говорят сами за себя: государственная "ФГК" по итогам 2015 г. получит убыток в 8 млрд. руб., а частная "ПГК" - прибыль в 200 млрд. руб.(позднее было разъяснение от пресс-службы - Лисин оговорился, прибыль ПГК не 200 млрд., а 200 млн. рублей).
     Уведичение тарифов гос. компаний - это не рыночное решение, это просто дополнительное налогообложение остальных участников экономического процесса. Мы должны понимать, что ценость создают только предприниматели, а гос. компании и государство - могут только перераспределять созданную ценность в свою пользу.
     Выступление Лисина, кстати, было единственным выступлением, которому зал громкоаплодировал.
     В конце, О.Белозёров, отвечая на вопрос модератора - чего он себе желает в следующем году, даже сказал, что желает, что бы на следующем Гайдаровском форуме он смог рассказать о таких успехах РЖД, что бы ему тоже аплодировали.
     В полемику с Лисиным вступил Д.Мантуров, который начал говорить про то, что российские бизнесмены - никудышние - никак не хотят инвестировать, поэтому правительство и гос. компании вынуждены это делать за них. Недоверяет, к сожалению бизнес правительству.
     На что Лисин саркастично заметил, что если народ и правительство не доверяют друг-другу, то он не будет сейчас развивать тему, кого проще заменить - народ или кого-то ещё, но должен сказать, что проблема точно не в народе. А если регуляторы по несколько раз в год меняют правила игры, но никакой разумный человек не будет доверять и рисковать своими инвестициями.
     В выступлении зам. руководителя ФАС Анатолия Голомолзина (на фото - крайний справа), было отмечено что самый эффективный сегмент на рынке грузовых жд перевозок - это сегмент операторов подвижного состава.
     После выступления А.Н. Голомолзина, модератор - К.Андросов, немного тролля О.Белозёрова спросил:  "Где ещё эффективна железнодорожная отрасль, кроме операторского сектора?"
     Белозёров начал перечислять некоторые проблемы, которые в ближайшее время РЖД должно решить. Упомянул и "проблему избытка порожних вагонов" и одновременно проблему "недозагруженности вагоностроения". И не заметил тут противоречия -  если вы считаете, что вагонов много, то недозагруженность вагоностроения - это не проблема, а наоборот - естественное решение проблемы.
     На вопрос модератора хорошо ли работает РЖД Белозёров ответил: "Как у нас всё в стране работает, так же и РЖД работает", чем вызвал бурный смех в зале, аплодисменты и разрядил обстановку.

     

?

Log in

No account? Create an account