f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
11 ноября - день рождения железных дорог
f_husainov

11 ноября - день рождения железнодорожной отрасли в России.
     Именно 11 ноября (или 30 октября по старому стилю) 1837 года, было открыто движение по первой в России железной дороге общего пользования С-Петербург-Царское село. Эта дорога была построена частной компанией - акционерным обществом, создателями и акционерами которого были сам автор проекта - Франц Антон фон  Гёрстнер, граф А.А. Бобринский а так же некоторое количество "немецкого и американского капитала".
     Машинистом первого поезда проехавшего по первой дороге, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам фон Гёрстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, плавно отошёл от перрона. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село.
Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.



Поезд Царскосельской железной дороги. Художник- Беггров К.П. Бумага, литография. 9.5 х 14. 1840-е гг. (источник)


     Любопытно, что после отъезда Гёрстнера из России, руководство Царскосельской железной дорогой было передано шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и развитие железных дорог остановилось. Николай I, который дал разрешение на строительство первой в России дороги, а затем ещё Варшаво-Венской (Польша входила тогда в состав Российской империи) в 1839-48 и Петербурго-Московской (1843-1851) охладел к железным дорогам.
     В этот период многие частные общества - как российские, так и иностранные обращались в российское правительство и к царю с просьбами разрешить строительство частных дорог. Но власти таких разрешений не давали. Опасались, что "железная дорога принесёт в Россию вредный дух иностранный".
     В итоге, вплоть до смерти Николая I железные дороги почти не строились и лишь с воцарением Александра II (в 1855 г.) железнодорожная отрасль начала бурно развиваться на основе привлечённых частных капиталов. Но об этой эпохе - как-нибудь в следующий раз.





P.S. Кстати, сегодня утром мне позвонил научный руководитель моей кандидатской и спросил - "А помнишь, что произошло 11 числа 11 месяца (т.е. ноября) 11 лет тому назад?". Я ответил, что конечно помню. В этот день я защитил кандидатскую диссертацию.


?

Log in

No account? Create an account