f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Комментарий к Индексу качества за август 2015
f_husainov
Текст моего очередного комментария к августовскому опросу в рамках проекта "Индекс качества..." журнала "РЖД-Партнер" и газеты "Гудок"

Комментарии к Отчёту

Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за август 2015 года

Ключевой проблемой августа стало возвращение признаков дефицита подвижного состава. Показатель удовлетворённости наличием вагонов снизился на 7 п.п. ниже уровня июля.

В отчёте отмечается:

«Большинство из опрошенных респондентов жалуются на катастрофическую нехватку парка. «Колоссальный дефицит вагонов. Особенно люковых полувагонов. С глуходонными также серьезная проблема. Крайне сложно найти нужный подвижной состав», - отмечает отправитель

Причин такого положения дел две.

Во-первых, общее сокращение вагонного парка. Как известно, в январе 2015 вагонный парк достиг своего исторического максимума – 1231, 6 тыс. единиц. Но, начиная с января, все последующие месяцы - с февраля по август парк снижается. На конец августа 2015 г. его величина составила 1181,0 тыс. единиц (по данным ф. 9-д3).

Т.е. парк вагонов к концу августа снизился на 4,2 % ниже уровня января.

Второй причиной стала очередная (четвёртая за последние несколько лет) попытка передать вагоны ФГК под управление РЖД (в данном случае – ЦФТО РЖД).

В отчёте по итогам интервью респондентов отмечено следующее:

«Многие существующие сложности с обеспечением погрузочными ресурсами действительно связывают с пертурбациями в ФГК: «В августе мы недополучили 40% вагонов, причина осталась непонятной, и все наши попытки поговорить с представителями ФГК окончились невнятными оправданиями – мол, у нас смена руководства и реструктуризации самой компании».»

И действительно, очередные эксперименты по передаче парка в управление РЖД, совпавшее по времени с пиком перевозок строительных грузов усугубили сразу несколько проблем – как обеспечение вагонами, так и процесс согласования заявок.

Так, в интервью грузоотправителей отмечается:

«Однако тем отправителям, которые в основном работали с парком ФГК, по новому порядку заявки теперь надо согласовывать через ЦФТО, а это, по признанию большинства, довольно долго. «В августе у нас уходило на согласование 4-5 суток, в то время как раньше, до передачи парка ФГК под управление ОАО «РЖД» и начала работы непосредственно через ЦФТО, это происходило день в день», - вздыхает грузовладелец. Другой, также крайне скромно оценив свою удовлетворенность оперативностью согласования заявки на перевозку, добавил, что текущая ситуация с ФГК и ЦФТО неизбежно тянет показатель оперативности вниз. Крупных поставок в августе было много, и согласовывались они долго. «Если говорить о мелких операторах, то задержки составляли 1-2- дня, а ФГК и ЦФТО задерживали согласование до 2 недель»».

Таким образом, как и предупреждали многие эксперты, передача вагонов операторской компании в управление «РЖД» приводит к существенному ухудшению качества транспортного обслуживания грузовладельцев и снижению показателей удовлетворённости работой ОАО «РЖД».

Заметим, что в среде грузоотправителей заключаются пари, продержится очередная схема управления РЖД вагонами ФГК до конца октября.

В этой связи, особенно странными выглядят предложения, сформулированные Минэкономразвития в Проекте новой «Целевой модели рынка», в которой предлагается «формирование объединённого парка грузовых вагонов, который будет управляться по единой технологии общесетевым перевозчиком».

Транспортному сообществу и, в особенности регуляторам предстоит осмыслить и отрефлексировать фундаментальный антагонизм, присущий этому сегменту рынка: выбор между двумя взаимоисключающими векторами развития – к большей централизации или к большей клиентоориентированности.

30.09.2015


?

Log in

No account? Create an account